Выбор цвета для зубов при реставрации

Естественный внешний вид зубов при их реставрации

Задача эстетической реставрации в стоматологии — создать незаметное. Для этого зуб восстанавливают так, чтобы он не привлекал к себе внимания, выглядел естественно, но при этом красиво — был ровным, имел светлый оттенок и натуральный глянец эмали. Для этого применяется набор специальных приемов в технике реставрации, при подборе материала для нее.

Восстановление зуба планируют, проводя эстетический анализ. Он предполагает оценку дефекта, контуров коронки, соотношения ее размеров и межзубного пространства, особенностей ее цвета, общей пропорции лица, губ, зубных рядов. Стоматолог обсуждает лечение с пациентом — важно, чтобы результат соответствовал его ожиданиям.

Особенности техники эстетической реставрации

На этапе подготовки препарирование зуба выполняют щадяще, сохраняя максимальный объем здоровых тканей. Врач формирует полость, проводит ее адгезивную обработку, покрывает специальными составами. Это нужно, чтобы улучшить сцепление с композитом, который будет использоваться для восстановления коронки.

Композит вносят тонкими слоями. Толщина не превышает 3 мм. После формирования каждый слой полимеризуют отдельно.

Выполнение послойной полимеризации дает преимущества:

  • общая усадка материала меньше. Каждый из микрослоев при отвердевании уменьшается в размерах не так, как может уменьшиться большой объем композита, нанесенный за один раз. При послойном нанесении врач лучше контролирует усадку, компенсирует ее, что улучшает и эстетику, и общий результат реставрации;
  • полимеризация выполняется в более полном объеме, прочность композита выше;
  • при нанесении состава тонкими слоями, можно оценивать и корректировать его оттенок, чтобы общий вид реставрации был естественным.

Каждый из слоев стоматологического композита проходит пластическую обработку. До полимеризации при попытке формования он не должен отделяться от основания. Его форма при этом меняется. Врач корректирует ее так, чтобы создать естественные очертания воронки. После полимеризации обязательно контролируют твердость материала. Он не должен деформироваться под действием зонда.

Когда композит нанесен и полимеризован, его обрабатывают, корректируя очертания коронки. Сначала для этого используют крупноабразивный бор, затем — более «тонкие» финишные диски или алмазные боры. Задача состоит в том, чтобы убрать излишки материала и сохранить естественные контуры зуба.

Когда реставрация завершена, выполняют ее полировку. Для этого используются наконечники с низкими оборотами, поверхность зуба постоянно смачивают, чтобы избежать перегрева.

Выбор цвета для реставрации

Он определяется ожиданиями пациента. Чаще это одно из двух требований: или белоснежная улыбка с ровным цветом, или естественный оттенок, в составе которого могут быть переходы от основания до режущего края.

В первом случае сначала выполняется отбеливание до требуемого уровня. Реставрацию проводят с подбором оттенка композита в тон к остальным зубам. Часто при этом требуется создать идеально ровный режущий край для резцов (в зоне улыбки).

Если важно, чтобы зубы выглядели естественно, создают полихромный эффект. Оттенок распределяют от пришеечной части до режущего края. Ближе к основанию коронки его делают более насыщенным. Оттенок у края выглядит бледнее. Распределение тонов может быть и другим. Его обсуждают с пациентом, используя как «иллюстрацию» цветовую шкалу VITA.

Сложным считается подбор оттенка композита в случаях, когда зубы пациента неоднородны по цвету (установлено несколько керамических конструкций или уже выполнено несколько реставраций, не соответствующих друг другу по цвету идеально). Тон лучше распределять так, чтобы самыми «яркими» были центральные резцы (единицы и двойки), а остальные зубы в зоне улыбки были немного бледнее них. В таких случаях рекомендуют выполнять полихромную реставрацию, с распределением оттенка эмали на поверхности одной коронки так, чтобы сгладить имеющиеся различия. Переход цвета должен быть как можно более мягким — тогда зубы будут выглядеть натурально.

Читайте также:  Важные сведения для пенсионеров о протезировании зубов

Пропорции естественной улыбки

Эстетическая реставрация может корректировать пропорции зубного ряда, восстанавливать их. Для этого соблюдают несколько принципов:

  • симметрия. Средняя линия зубного ряда (как минимум, верхнего) должна находиться по центру лица. Центральные резцы и клыки должны соответствовать линии десневого края и иметь симметричное расположение, одинаковые размеры и формы (попарно). В отдельных случаях, чтобы добиться этого, приходится создавать «спрямленную» линию режущих краев верхнего зубного ряда относительно изгиба нижней губы;
  • допускается асимметрия между боковыми резцами или клыками, но она не должна быть слишком выраженной, заметной. Для них при реставрации выполняют выравнивание десневого края и жевательных бугорков, но итоговый уровень может не совпадать с режущим краем резцов;
  • при реставрации сохраняют естественную глубину и ширину промежутков между резцами. Для этого боковые поверхности могут незначительно обтачиваться.

Стоматологическая клиника «ДентоСпас» выполняет прямую эстетическую реставрацию зубов с использованием качественных материалов, с индивидуальным подбором оттенков по шкале VITA, с формированием естественной формы коронок, которая обеспечит оптимальную окклюзию.

Подбор оттенка будущей реставрации

Жерар Шиш (Gerard J. Chiche)
доктор стоматологических наук (DDS), директор Центра эстетической стоматологии и имплантологии Университета Georgia Regents, член Американского колледжа стоматологов (Огаста, штат Джорджия, США), консультант компании Noritake — Kuraray Сo.

Когда пациент посещает клинику для консультации по вопросам проведения эстетической реставрации зубов, врач в первую очередь заполняет медицинскую карту и проводит стандартную оценку состояния полости рта пациента: определение пародонтологического статуса, окклюзионных взаимоотношений зубов, проведение рентгенологического исследования, получение фотографий и оттисков для изготовления диагностических моделей.

Затем проводится оценка эстетического состояния зубов, которая включает анализ эстетики улыбки с учетом пожеланий пациента. Так сложилось, что достаточно большое влияние в современной стоматологии имеют именно СМИ и реклама, в которых очень часто демонстрируются безупречные белоснежные улыбки. Сегодня все чаще неотъемлемой частью внешнего вида молодого и активного человека считаются ослепительно белые зубы, цвет которых зачастую отсутствует в традиционной шкале оттенков эмали. Учитывая такие современные тенденции, целесообразно выделить две категории пациентов: перфекционисты, которые преследуют культ белоснежной улыбки, и люди, которые ценят естественную красоту зубов. Пациенты первой категории ожидают увидеть идеальный зубной ряд с максимально ровным режущим краем. При этом эмаль должна иметь ослепительно белый цвет и тотальный «мерцающий эффект».

В таких случаях следует обязательно соблюдать правильное положение средней линии зубного ряда, симметрию центральных резцов и клыков наряду с симметричностью десневого края, а также создавать линию улыбки, которая зачастую получается более уплощенной, чем изгиб нижней губы (рис. 1) .

Пациенты второй категории, как правило, предпочитают иметь зубы, которые выглядят натурально: прямые с естественным расположением в зубном ряду, умеренной яркостью и не привлекающие взгляды окружающих.

В гармоничной улыбке средняя линия зубного ряда совпадает со средней линией лица. Таким образом, центральные резцы должны быть максимально симметричными, допускаются только совсем незначительные отклонения (небольшой медиальный наклон одного из центральных резцов, асимметрия дистальных углов обоих центральных резцов).

Основная асимметрия создается между боковыми резцами. Допускается также небольшая асимметрия клыков, поскольку их придесневой край и жевательные бугорки не требуют идеального горизонтального выравнивания.

Глубина промежутков между резцами должна быть природной, что также обеспечивает естественную форму зубного ряда (рис. 2 и 3) .

На указанных фотографиях также очевидна необходимость создания у таких пациентов едва заметной полихромности зуба: эффект гало режущего края, более насыщенный цвет в пришеечной области и нанесение мамелонов. При подборе оттенка следует помнить, что на естественных фронтальных зубах отклонение от основного оттенка наблюдается в основном в области режущего края.

Читайте также:  У ребенка в 9 месяцев на корне языка образовался коричневый налет

Часто встречается однородное распределение оттенка, в результате чего зуб имеет монохромный вид. Существуют также варианты, когда отклонение от основного оттенка наблюдается в цервикальной либо средней трети зуба. Для того чтобы пациент имел представление о будущем эффекте режущего края, после подбора базового оттенка зуба следует обсудить с ним аспекты оттенка режущего края, используя шкалу оттенков. Как правило, если пациент желает иметь естественный вид зубов, он выбирает эффект режущего края на шкале оттенков. Перфекционисты же предпочитают максимально нивелировать этот эффект.

Существует три типичных варианта исполнения работы для зубного техника-керамиста:

1. Создание легкого монохромного оттенка

Достаточно часто можно встретить пациентов, которые настолько недовольны внешним видом своих темных зубов, что желают получить очень яркие и полностью монохромные реставрации (рис. 4, 5) .

В таком случае процесс выбора оттенка становится достаточно простым. Техник-керамист создаст едва заметный и невыраженный режущий край.

2. Создание монохромного цвета с легким оттенком

Типичные эффекты режущего края полноценного резца:

  • эффект ореола (гало-эффект);
  • прозрачный режущий край;
  • полосы дентина или мамелоны;
  • прозрачность проксимальных краев (рис. 6, 7) .

Перечисленные выше эффекты позволяют имитировать внешний вид молодого зуба, обеспечивая общий эстетический вид реставрации. Поэтому пациенты, которые стремятся получить естественные зубы, выбирают их сочетание на шкале оттенков. Рекомендуется, чтобы в подобной ситуации врач всегда предоставлял одну и ту же модель эффектов, так чтобы все нюансы и пожелания каждого пациента были отмечены и затем легко интерпретированы.

3. Создание полихромного цвета с легким оттенком

В некоторых ситуациях в зубном ряду присутствует несколько оттенков эмали или степеней насыщенности цвета либо же, наоборот, бывают случаи, когда в наличии есть различные керамические системы, но они не соответствуют друг другу идеально. В подобных случаях следует руководствоваться правилом: максимально удовлетворить запросы пациента, касающиеся реставрации, и при этом сделать так, чтобы центральные резцы оставались немного ярче и насыщеннее, чем остальные фронтальные зубы. В случае если яркость и насыщенность центральных резцов будет немного меньше, например, из-за излишней прозрачности, вероятнее всего, пациент не одобрит конечный результат, даже если пропорции, внешний вид и длина коронки зуба будут идеальными.

Таким образом, в ситуациях, когда пациент желает получить естественный вид зубов либо когда планируется применение нескольких цветов разных реставрационных материалов или керамических систем, следует стремиться создать легкий полихроматичный оттенок зуба. В большинстве случаев плавный переход оттенков можно получить тогда, когда центральные резцы имеют наибольшую яркость и насыщенность, а за ними по цветовой шкале следуют латеральные резцы и клыки. По возможности такой эффект должен быть очень мягким. Данный метод позволяет сделать легкий плавный переход от светлого центрального резца до темного клыка, который не подвергался процедуре отбеливания (рис. 8) .

Очень важно при таком переходе сохранить яркость и насыщенность бокового резца в максимальном соответствии с центральным резцом, даже если клык намного темнее и менее насыщен. Также во время реставрации можно воссоздать типичные эффекты режущего края и проксимальной области.

Как выбрать цвет виниров?

Времена, когда виниры ассоциировались исключительно с «фаянсовой» улыбкой эпатажных звезд шоу-бизнеса, давно прошли. Цвета виниров настолько разнообразны, что с ними можно добиться красивого и естественного оттенка зубов — разумеется, с помощью грамотного специалиста эстетической стоматологии. Разбираемся вместе со Startsmile, как выбрать цвет виниров и остаться довольным результатами протезирования.

Содержание статьи

  • Как определяется цвет виниров?
  • Самые популярные цвета керамических виниров
  • Цвет зубов «блич» — голливудская улыбка
  • Цвета виниров из керамики Emax
  • Какой цвет виниров выбрать?
Читайте также:  Все тонкости проведения направленной костной регенерации

Виниры — тонкие накладки преимущественно из керамики, которые устанавливают на переднюю поверхность зуба и режущий край. Их используют, чтобы исправить неправильную форму, скрыть сколы и трещины, устранить избыточные промежутки. Но наиболее частая причина, по которой пациенты решаются на установку этих миниатюрных протезов, — желание придать зубам более светлый и ровный оттенок. Химическое отбеливание не всегда дает нужный эффект и требует регулярного повторения, а виниры решают эстетические проблемы в комплексе и надолго.

Как определяется цвет виниров?

Для выбора окраса керамических микропротезов стоматологи используют специальную шкалу под названием Vita. Она включает в себя:

  • 16 натуральных оттенков;
  • 4 ультрабелых, которых практически не существует в природе, — Bleach.

Таким образом, можно выбрать подходящий цвет из целых 20 вариантов. Если пациенту необходимо сделать всего несколько реставраций, то оттенок виниров должен соответствовать цвету соседних зубов. Однако если микропротезы ставят на всю область улыбки, то пациент волен выбирать любой понравившийся цвет, опираясь на свои представления о красоте и рекомендации врача.

Виниры натурального цвета по шкале Vita представлены в виде четырех блоков в соответствии с подтоном эмали:

  • А — красно-коричневый;
  • В — желто-красный;
  • С — серый;
  • D — серо-красный.

Не нужно пугаться: подобная классификация вовсе не означает, что выбранный образец будет красным или серым. Разницу между тоном керамических виниров увидит только специалист, для пациентов они выглядят примерно одинаково — как обычные натуральные зубы.

В каждом из четырех блоков находится по четыре оттенка, сгруппированных по яркости: от самых светлых до самых темных. Они обозначаются цифрами 1, 2, 3 и 4. Соответственно, все цвета зубов по шкале «Вита» имеют свой буквенный и цифровой номер — например, а2 или b1.

Самые популярные цвета керамических виниров

Стандарт красивой улыбки — ровные светлые зубы, которые при этом выглядят натурально. Эстетическая стоматология помогает добиться именно такого эффекта, поэтому неудивительно, что самыми востребованными оттенками по шкале Vita считаются первые номера в тональности A и B.

Пациентов, которые хотят естественные виниры, цвет a1 (фото) привлекает чаще всего. Это светлый жемчужный оттенок, близкий по яркости к гамме «Блич», но без искусственной белизны. Такой цвет освежает и без преувеличения омолаживает, ведь, как мы знаем, в юности наши зубы выглядят намного белее.

Цвет зубов а2 немного темнее, но отличить такие виниры от натуральних зубов сможет только врач — окружающие будут уверены, что ваша улыбка такая красивая от природы.

Еще один любимый у многих цвет зубов — b1. Он такой же светлый и яркий, как a1, но имеет другую тональность, которая для определенных оттенков кожи будет предпочтительнее.

Цвет зубов «блич» — голливудская улыбка

Как бы ни ценилась естественная красота, многие пациенты мечтают об ослепительно белой улыбке, как у звезд кино. Для таких случаев в палитре Vita предусмотрены четыре белоснежных оттенка «Блич» (Bleach), которых не существует в природе.

Bleach 1 и Bleach 2 — яркая белая эмаль практически без желтого пигмента. Подобные оттенки ассоциируются с эпатажем и могут выгодно смотреться разве что на сцене, в свете софитов и на фоне яркого макияжа. В оттенках Bleach 3 и Bleach 4 появляется небольшой процент желтого пигмента, однако они все равно остаются за пределами натуральной палитры.

Цвет «блич» керамических виниров смотрится более уместно на темной коже. Обладателям североевропейской внешности лучше отдать предпочтение естественным оттенкам a1 и b1 — они такие же светлые, но смотрятся более органично.

Читайте также:  Подрезание уздечки под языком у детей

Цвета виниров из керамики Emax

Микропротезы из стеклокерамики Emax отличаются от обычных керамических виниров технологией изготовления. Соответственно, для накладок этого вида существует отдельная цветовая шкала — Vita 3D-Master. Здесь используются не два, а три параметра выбора цвета.

  1. Яркость — от 1 до 5.
  2. Тональность — L (более желтый) и R (более красный).
  3. Насыщенность — от M1 до M3.

Чтобы определить оттенок будущего винира, врач сначала определяет его яркость, двигаясь от самых темных к самым светлым, затем выбирает уровень интенсивности M и в последнюю очередь — тональность L или R. Коды цветов палитры Vita 3D-Master состоят из трех символов — например, 3M2.

Какой цвет виниров выбрать?

Найти подходящий оттенок для реставраций поможет врач, в идеале — в паре с зубным техником.

Если нужно восстановить эстетику отдельных зубов, цвет накладок подбирается в соответствии с оттенком «соседей». До установки виниров вам могут порекомендовать процедуру отбеливания, чтобы сделать зубы на 1-2 тона белее и выбрать более светлые виниры. С помощью палитры врач определяет цвет каждой реставрации отдельно, поскольку центральные резцы, боковые резцы и клыки от природы имеют разные окрас и степень яркости.

Если речь идет об установке виниров на все зубы, то для выбора оттенка действуют определенные правила.

В некоторых клиниках вам предложат смоделировать зубной ряд в специальной программе, например, Digital Smile Design, чтобы посмотреть на результат с разными оттенками виниров. Также можно заказать примерку накладок перед установкой и убедиться в правильности выбора. Ведь самое главное — чувствовать себя уверенно, радоваться своей новой улыбке и прекрасно выглядеть на фото.

Подходы к объективному выбору оттенков керамических реставраций

    Вход Регистрация
  • Главная →
  • Новости и статьи по стоматологии →
  • Зуботехническая →
  • Подходы к объективному выбору оттенков керамических реставраций

Каждый отдельный клинический случай в стоматологической практике требует особого внимания со стороны всей лечащей команды: врача, зубного техника, и, конечно же, самого пациента. Цель зубного техника, как члена такой команды, обеспечить прочность и функциональность протетической конструкции, ее биологическую совместимость и соответствующие эстетические характеристики, а также адаптировать протез с учетом индивидуальных требований и пожеланий самого пациента.

Постоянное развитие отрасли стоматологических технологий и материалов в течение последних лет значительно повлияло на принципы работы зубных техников, но цель данной работы остается неизменной – постараться достичь максимально естественных параметров конструкций и функциональной гармонии зубочелюстного аппарата. Особенно важно реализовать данные задачи во фронтальном участке челюсти, где важную роль играет еще и эстетический параметр, зависящий от формы будущих реставраций, особенностей их поверхности и текстуры, структуры и формы.

Техник всегда должен стараться достичь максимально естественного вида протетических супраконструкций, что в отдельных случаях требует большого терпения и времени для получения желаемых результатов. Ведь гармоническая и эстетическая улыбка – это не только результат взаимодействия врача и зубного техника, но и результат понимания между пациентом и зубным техником. Эстетические ожидания пациента – это один из важнейших критериев успеха, которые должны быть учтены всеми членами лечащей команды.

В данной статье описан алгоритм выбора оттенка облицовочной керамики IPS E.max Ceram, как и пошаговый протокол его лабораторного воспроизведения на конкретном клиническом случае восстановления фронтальных зубов пациента.

Визуальные свойства естественных зубов

В ходе определения оттенка зуба должны быть учтены три основные характеристики: цвет (тон), яркость (значение) и интенсивность (цветность).

Цвет является наиболее значимой составляющей оттенка. Яркость определяет насколько светлым, или же наоборот темным, является той или иной цвет. Интенсивность в свою очередь определяет чистоту цвета.

Читайте также:  Как проводят диагностику кариеса

Наибольшее внимание должно быть уделено именно параметру яркости, поскольку если реставрация не соответствует по яркости смежным зубам, то она будет визуально значительно выделяться из зубного ряда при разговоре или улыбке. При адаптации разных керамических систем к определенным клиническим условиям нужно понимать характер взаимодействия этих трех составляющих оттенка.

Принципы выбора оттенка

Для выбора оттенка используется расцветка, в котором представлены следующие цветовые тона: A – оранжевый, В – желтый/оранжевый, C – серый/оранжевый, D – коричневый/оранжевый.

Оттенок должен быть выбран еще в начале терапевтического лечения, таким образом, он в дальнейшем не будет зависеть от изменений цвета структуры зуба в процессе дегидратации. Для того чтобы адекватно подобрать цвет, яркость и интенсивность оттенка существуют индивидуально изготовленные образцы, которые помогают более точно определить параметры будущей реставрации (фото 1).

Фото 1. Диапазон оттенков керамики системы IPS E.max Ceram.

Керамические материалы изготовлены таким образом, что обеспечивают возможности даже для выражения сложных оттенков зубов и их специфических естественных характеристик. На выбор оттенка могут также повлиять цвет окружающих мягких тканей или другие посторонние факторы: так, например, колористика фона при выборе оттенка может изменить восприятие интенсивности цвета и параметра тона.

Для того, чтобы избежать подобных эффектов лучше всего пользоваться серыми заготовками фона, нивелирующими эффект цветового влияния окружающей среды. Другой аспект заключается в использовании так именуемого держателя десны (gingiva holder, Gumy, Shofu) для каждого отдельного образца оттенка, который обеспечивает возможность восприятия при разных параметрах контраста. Образцы в подобных держателях окружены цветом, имитирующим естественные десна, при этом оттенок самой десневой маски доступен в четырех различных цветах.

После выбора оттенка образец помещают в десневой держатель, чтобы проверить его соответствие с оттенком мягких тканей, при этом желательно сделать фото с тремя различными оттенками одновременно, чтобы обеспечить большую объективизацию процесса сравнения: один образец должен соответствовать яркости зуба, другой иметь более низкое значение, а третий, наоборот, немного более высокое.

Кроме того, в ходе определения цвета реставрации перед началом лечения, нужно также учитывать цветовые характеристики того или иного стоматологического материала, который будет использоваться в процесс изготовления конструкции

Фотодокументация выбора оттенка

Кроме самого процесса выбора оттенка, важна еще и фотодокументация данного этапа. Сравнение оттенка естественных зубов и лабораторных образцов обеспечивает лучшую детализацию важных элементов цвета.

Кроме того, цифровая фотография – это еще и мощный инструмент для тесного взаимодействия всех членов лечащей команды. Но сам по себе процесс фотографирования требует еще и выполнения соответствующего алгоритма процедуры: образец оттенка и естественный зуб должны находиться параллельно датчику цифровой камеры и при этом получать аналогическое количество световой экспозиции от вспышки камеры.

После этого приступают к анализу анатомических и морфологических характеристик зубов на экране монитора. С целью минимизации влияния графических отклонений предварительно следует откалибровать параметры снимка относительно фона, на котором производилась съемка, и баланса белого цвета. Все этого можно добиться при помощи программного обеспечения Adobe Photoshop Lightroom.

При конвертации снимков в черно-белые изображения удаётся детально изучить особенности текстуры поверхности и также присутствующую разницу показателей яркости, а для лучшей верификации внутренних характеристик также можно воспользоваться функцией контроля контрастности, как и опцией выделения (подсветки) при различных значениях ее максимума и минимума.

Все это поможет максимально детализировать снимок. После этого всю полученную информацию преобразуют в диаграмму оттенка, которую затем синхронизируют с возможностями используемого керамического материала, и определяют необходимую концепция наслоения керамики. На приведенном ниже клиническом случае данный алгоритм описан более подробно.

Читайте также:  Насморк при прорезывании зубов — как лечить, каким он может быть, насморк и кашель, у детей

Клинический случай

На примере данного клинического случая можно проследить всю поэтапность подбора и репродукции оттенка керамической реставрации. Цветовой анализ, проведенный еще до начала лечения, помог определить, что оттенок соседнего 21 зуба характеризируется высокими показателями яркости в пришеечной области, а также на участке основного тела зуба (фото 2 – 3).

Фото 2. Определение оттенка для восстановления 11 зуба.

Фото 3. Определение оттенка с использованием десневых держателей.

Прозрачность коронки была отмечена в области границ и режущего края, в то время как мамеллоны отличались слегка желтоватой цветностью (фото 4 – 5).

Фото 4. Определение оттенка внутренних структур.

Фото 5. Определение индивидуального матового материала из собственно изготовленных образцов.

В качестве основного оттенка был выбран BL 3. В данном случае из-за естественных высоких показателей яркости, этот параметр керамического материала дентина В1 был увеличен с помощью высоко флуоресцентного светлого оттенка керамики ММ из спектра e.max IPS. В качестве материала для каркаса был использован пресс-блок MO1 (фото 6).

Фото 6. Каркас коронки из IPS e.max Press (блок MOT).

Структуру основного оттенка слега покрыли ММ и только после этого поддавали процессу обжигания (фото 7).

Фото 7. Нанесение ММ перед спеканием.

В ходе первого спекания дентина каркас был равномерно покрыт оттенком дентина В1 и дополнительным оттенком ММ. В области краев из-за естественно высокой яркости использовали оттенок Deep Dentib и дополнительный оттенок ММ в соотношении 4: 1 (фото 8).

Фото 8. Основа коронки была восстановлена оттенком дентина В1 и подсвечена ММ, а также смесью Deep Dentin и ММ (в соотношении 4:1) в области краев.

Основную форму зуба при этом домоделировали посредством дентина BL 3 (фото 9).

Фото 9. Завершение внутренней структуры при помощи Dentin BL 3.

Редукция области краев обеспечила условия для нанесения материала оттенка Effect. С целью воссоздания структуры мамелонов оттенок ММ смешали с Essence Lemon и White до достижения необходимых цветовых параметров, после чего образец предварительно спекали для проверки соответствия. Точно воссозданный оттенок материала наносили на область режущего края (фото 10), а область других границ реставрации имитировали при помощи оттенка ОЕ 1. Окончательно моделирование режущей области проводили посредством оттенков OE 2 и ОЕ 3 (фото 11).

Фото 10. Восстановление структуры мамеллонов смесью ММ и Esssence.

Фото 11. Завершение области режущего края посредством Opal.

В конце процесса также была произведена имитация эффекта гало на переходе границ режущего края в апроксимальные участки (фото 12). Во время второго спекания обеспечили небольшую корректировку цветовых оттенков. Для достижения естественного вида керамической поверхности ее структуру модифицировали и в конце концов глазуровали (фото 13-15 лет).

Фото 12. Вид после первого спекания.

Фото 13. Проверка структуры поверхности.

Фото 14. Вид после глазурования.

Фото 15. Вид реставрации после фиксации на месте 11 зуба.

Вывод

Вариативный спектр современных керамических материалов и их цветовых диапазонов помогает добиться восстановления максимально естественного оттенка будущих реставраций. Поскольку адекватная оценка цветовых параметров всегда оставалась довольно сложной задачей, как для техников, так и для стоматологов, важно понимать специфику того или иного керамического ассортимента, которым пользуетесь именно вы. И, даже несмотря на понимание таковой, ключевое слово остаётся за техником, который должен учитывать индивидуальность восстановления специфических оттенков в каждой отдельной клинической ситуации.

Подбор Оттенка Будущей Реставрации

Когда пациент посещает клинику для консультации по вопросам проведения эстетической реставрации зубов, врач в первую очередь заполняет медицинскую карту и проводит стандартную оценку состояния полости рта пациента: определение пародонтологического статуса, окклюзионных взаимоотношений зубов, проведение рентгенологического исследования, получение фотографий и оттисков для изготовления диагностических моделей.

Читайте также:  Комбинированные брекеты — фото и виды зубных систем

доктор стоматологических наук (DDS), директор Центра эстетической стоматологии и имплантологии Университета Georgia Regents, член Американского колледжа стоматологов (Огаста, штат Джорджия, США), консультант компании Noritake — Kuraray Сo.

Затем проводится оценка эстетического состояния зубов, которая включает анализ эстетики улыбки с учетом пожеланий пациента. Так сложилось, что достаточно большое влияние в современной стоматологии имеют именно СМИ и реклама, в которых очень часто демонстрируются безупречные белоснежные улыбки. Сегодня все чаще неотъемлемой частью внешнего вида молодого и активного человека считаются ослепительно белые зубы, цвет которых зачастую отсутствует в традиционной шкале оттенков эмали. Учитывая такие современные тенденции, целесообразно выделить две категории пациентов: перфекционисты, которые преследуют культ белоснежной улыбки, и люди, которые ценят естественную красоту зубов. Пациенты первой категории ожидают увидеть идеальный зубной ряд с максимально ровным режущим краем. При этом эмаль должна иметь ослепительно белый цвет и тотальный «мерцающий эффект».

В таких случаях следует обязательно соблюдать правильное положение средней линии зубного ряда, симметрию центральных резцов и клыков наряду с симметричностью десневого края, а также создавать линию улыбки, которая зачастую получается более уплощенной, чем изгиб нижней губы (рис. 1).

Пациенты второй категории, как правило, предпочитают иметь зубы, которые выглядят натурально: прямые с естественным расположением в зубном ряду, умеренной яркостью и не привлекающие взгляды окружающих.

В гармоничной улыбке средняя линия зубного ряда совпадает со средней линией лица. Таким образом, центральные резцы должны быть максимально симметричными, допускаются только совсем незначительные отклонения (небольшой медиальный наклон одного из центральных резцов, асимметрия дистальных углов обоих центральных резцов).

Основная асимметрия создается между боковыми резцами. Допускается также небольшая асимметрия клыков, поскольку их придесневой край и жевательные бугорки не требуют идеального горизонтального выравнивания.

Глубина промежутков между резцами должна быть природной, что также обеспечивает естественную форму зубного ряда (рис. 2 и 3).

На указанных фотографиях также очевидна необходимость создания у таких пациентов едва заметной полихромности зуба: эффект гало режущего края, более насыщенный цвет в пришеечной области и нанесение мамелонов. При подборе оттенка следует помнить, что на естественных фронтальных зубах отклонение от основного оттенка наблюдается в основном в области режущего края.

Часто встречается однородное распределение оттенка, в результате чего зуб имеет монохромный вид. Существуют также варианты, когда отклонение от основного оттенка наблюдается в цервикальной либо средней трети зуба. Для того чтобы пациент имел представление о будущем эффекте режущего края, после подбора базового оттенка зуба следует обсудить с ним аспекты оттенка режущего края, используя шкалу оттенков. Как правило, если пациент желает иметь естественный вид зубов, он выбирает эффект режущего края на шкале оттенков. Перфекционисты же предпочитают максимально нивелировать этот эффект.

Существует три типичных варианта исполнения работы для зубного техника-керамиста:

1. СОЗДАНИЕ ЛЕГКОГО МОНОХРОМНОГО ОТТЕНКА

Достаточно часто можно встретить пациентов, которые настолько недовольны внешним видом своих темных зубов, что желают получить очень яркие и полностью монохромные реставрации (рис. 4, 5).

В таком случае процесс выбора оттенка становится достаточно простым. Техник-керамист создаст едва заметный и невыраженный режущий край.

2. СОЗДАНИЕ МОНОХРОМНОГО ЦВЕТА С ЛЕГКИМ ОТТЕНКОМ

Типичные эффекты режущего края полноценного резца:

  • эффект ореола (гало-эффект);
  • прозрачный режущий край;
  • полосы дентина или мамелоны;
  • прозрачность проксимальных краев (рис. 6, 7).

Перечисленные выше эффекты позволяют имитировать внешний вид молодого зуба, обеспечивая общий эстетический вид реставрации. Поэтому пациенты, которые стремятся получить естественные зубы, выбирают их сочетание на шкале оттенков. Рекомендуется, чтобы в подобной ситуации врач всегда предоставлял одну и ту же модель эффектов, так чтобы все нюансы и пожелания каждого пациента были отмечены и затем легко интерпретированы.

Читайте также:  Прыщ под языком: фото, причины появления на уздечке

3. СОЗДАНИЕ ПОЛИХРОМНОГО ЦВЕТА С ЛЕГКИМ ОТТЕНКОМ

В некоторых ситуациях в зубном ряду присутствует несколько оттенков эмали или степеней насыщенности цвета либо же, наоборот, бывают случаи, когда в наличии есть различные керамические системы, но они не соответствуют друг другу идеально. В подобных случаях следует руководствоваться правилом: максимально удовлетворить запросы пациента, касающиеся реставрации, и при этом сделать так, чтобы центральные резцы оставались немного ярче и насыщеннее, чем остальные фронтальные зубы. В случае если яркость и насыщенность центральных резцов будет немного меньше, например, из-за излишней прозрачности, вероятнее всего, пациент не одобрит конечный результат, даже если пропорции, внешний вид и длина коронки зуба будут идеальными.

Таким образом, в ситуациях, когда пациент желает получить естественный вид зубов либо когда планируется применение нескольких цветов разных реставрационных материалов или керамических систем, следует стремиться создать легкий полихроматичный оттенок зуба. В большинстве случаев плавный переход оттенков можно получить тогда, когда центральные резцы имеют наибольшую яркость и насыщенность, а за ними по цветовой шкале следуют латеральные резцы и клыки. По возможности такой эффект должен быть очень мягким. Данный метод позволяет сделать легкий плавный переход от светлого центрального резца до темного клыка, который не подвергался процедуре отбеливания (рис. 8).

Очень важно при таком переходе сохранить яркость и насыщенность бокового резца в максимальном соответствии с центральным резцом, даже если клык намного темнее и менее насыщен. Также во время реставрации можно воссоздать типичные эффекты режущего края и проксимальной области.

Естественный внешний вид зубов при их реставрации

Задача эстетической реставрации в стоматологии — создать незаметное. Для этого зуб восстанавливают так, чтобы он не привлекал к себе внимания, выглядел естественно, но при этом красиво — был ровным, имел светлый оттенок и натуральный глянец эмали. Для этого применяется набор специальных приемов в технике реставрации, при подборе материала для нее.

Восстановление зуба планируют, проводя эстетический анализ. Он предполагает оценку дефекта, контуров коронки, соотношения ее размеров и межзубного пространства, особенностей ее цвета, общей пропорции лица, губ, зубных рядов. Стоматолог обсуждает лечение с пациентом — важно, чтобы результат соответствовал его ожиданиям.

Особенности техники эстетической реставрации

На этапе подготовки препарирование зуба выполняют щадяще, сохраняя максимальный объем здоровых тканей. Врач формирует полость, проводит ее адгезивную обработку, покрывает специальными составами. Это нужно, чтобы улучшить сцепление с композитом, который будет использоваться для восстановления коронки.

Композит вносят тонкими слоями. Толщина не превышает 3 мм. После формирования каждый слой полимеризуют отдельно.

Выполнение послойной полимеризации дает преимущества:

  • общая усадка материала меньше. Каждый из микрослоев при отвердевании уменьшается в размерах не так, как может уменьшиться большой объем композита, нанесенный за один раз. При послойном нанесении врач лучше контролирует усадку, компенсирует ее, что улучшает и эстетику, и общий результат реставрации;
  • полимеризация выполняется в более полном объеме, прочность композита выше;
  • при нанесении состава тонкими слоями, можно оценивать и корректировать его оттенок, чтобы общий вид реставрации был естественным.

Каждый из слоев стоматологического композита проходит пластическую обработку. До полимеризации при попытке формования он не должен отделяться от основания. Его форма при этом меняется. Врач корректирует ее так, чтобы создать естественные очертания воронки. После полимеризации обязательно контролируют твердость материала. Он не должен деформироваться под действием зонда.

Читайте также:  В чем причина реагирования зуба?

Когда композит нанесен и полимеризован, его обрабатывают, корректируя очертания коронки. Сначала для этого используют крупноабразивный бор, затем — более «тонкие» финишные диски или алмазные боры. Задача состоит в том, чтобы убрать излишки материала и сохранить естественные контуры зуба.

Когда реставрация завершена, выполняют ее полировку. Для этого используются наконечники с низкими оборотами, поверхность зуба постоянно смачивают, чтобы избежать перегрева.

Выбор цвета для реставрации

Он определяется ожиданиями пациента. Чаще это одно из двух требований: или белоснежная улыбка с ровным цветом, или естественный оттенок, в составе которого могут быть переходы от основания до режущего края.

В первом случае сначала выполняется отбеливание до требуемого уровня. Реставрацию проводят с подбором оттенка композита в тон к остальным зубам. Часто при этом требуется создать идеально ровный режущий край для резцов (в зоне улыбки).

Если важно, чтобы зубы выглядели естественно, создают полихромный эффект. Оттенок распределяют от пришеечной части до режущего края. Ближе к основанию коронки его делают более насыщенным. Оттенок у края выглядит бледнее. Распределение тонов может быть и другим. Его обсуждают с пациентом, используя как «иллюстрацию» цветовую шкалу VITA.

Сложным считается подбор оттенка композита в случаях, когда зубы пациента неоднородны по цвету (установлено несколько керамических конструкций или уже выполнено несколько реставраций, не соответствующих друг другу по цвету идеально). Тон лучше распределять так, чтобы самыми «яркими» были центральные резцы (единицы и двойки), а остальные зубы в зоне улыбки были немного бледнее них. В таких случаях рекомендуют выполнять полихромную реставрацию, с распределением оттенка эмали на поверхности одной коронки так, чтобы сгладить имеющиеся различия. Переход цвета должен быть как можно более мягким — тогда зубы будут выглядеть натурально.

Пропорции естественной улыбки

Эстетическая реставрация может корректировать пропорции зубного ряда, восстанавливать их. Для этого соблюдают несколько принципов:

  • симметрия. Средняя линия зубного ряда (как минимум, верхнего) должна находиться по центру лица. Центральные резцы и клыки должны соответствовать линии десневого края и иметь симметричное расположение, одинаковые размеры и формы (попарно). В отдельных случаях, чтобы добиться этого, приходится создавать «спрямленную» линию режущих краев верхнего зубного ряда относительно изгиба нижней губы;
  • допускается асимметрия между боковыми резцами или клыками, но она не должна быть слишком выраженной, заметной. Для них при реставрации выполняют выравнивание десневого края и жевательных бугорков, но итоговый уровень может не совпадать с режущим краем резцов;
  • при реставрации сохраняют естественную глубину и ширину промежутков между резцами. Для этого боковые поверхности могут незначительно обтачиваться.

Стоматологическая клиника «ДентоСпас» выполняет прямую эстетическую реставрацию зубов с использованием качественных материалов, с индивидуальным подбором оттенков по шкале VITA, с формированием естественной формы коронок, которая обеспечит оптимальную окклюзию.

Выбор цвета для зубов при реставрации

При необходимости значительно изменить внешний вид зубов важно донести до пациента, что достижимо, а что нет. Лучше всего это сделать с помощью имитации реставраций на моделях челюстей, чаще всего воском. На рисунке показан пример пациента с отсутствующими боковыми резцами. Возможны 2 варианта лечения: перемещение центральных резцов мезиально для закрытия диастемы с замещением боковых резцов мостовидными протезами и увеличение центральных резцов коронками с покрытием клыков коронками, имитирующими боковые резцы.

Пробное препарирование и диагностическое моделирование помогают предсказать окончательный результат протезирования. Эти методы стоит использовать во всех случаях, кроме самых простых, особенно если лечение проводит студент или не очень опытный врач.

Читайте также:  Как выбрать хорошего ортодонта

На гипсовых моделях воспроизводятся не только зубы, но и мягкие ткани, что дает возможность проводить моделирование способом, неприменимым в полости рта: меняя форму десневого края или размеры корня, если он неполностью погружен в кость. Если не планируется ортодонтическое перемещение зубов, на модели желательно химическим карандашом отметить линию десны и после наращивания воском убедиться, что она все еще видна.
При планируемом ортодонтическом лечении следует измерить мезиодистальные размеры десневого края и воспроизвести их на модели в проекции нового положения зуба.

На рисунке представлен пример диагностического моделирования воском. Планируется покрыть верхние клыки коронками, имитирующими боковые резцы. Часто это довольно сложно, и пациент в конце концов остается недоволен результатом. Характерная черта верхних клыков – резко изогнутый десневой край. После фиксации коронки форма десневого края останется прежней, и зуб все равно не будет восприниматься как боковой резец.

Кроме демонстрации пациенту потенциального результата лечения диагностическое моделирование воском имеет несколько других целей. Каким бы опытным ни был клиницист, каждый случай все равно имеет свои особенности, оценить которые можно с помощью данной методики. Техник будет точно знать, что от него требуется – ему останется лишь скопировать смоделированную реставрацию, а не воссоздавать ее заново.

Интерпретация диагностического моделирования для пациента может представлять определенную сложность. Они не привыкли видеть свои зубы с этого ракурса, и потому врач должен подробно объяснить все, что может быть непонятно. Желательно выполнить 2 копии модели (в идеале из гипса одного цвета), одну из них показать в неизмененном виде, другую – с имитацией реставрации. Моделирование проводят воском, максимально близким к цвету зубов, так как яркая расцветка отвлекает.

Восковую имитацию реставрации можно использовать для вакуум-прессования матрицы, по которой затем изготовить из материала для временных коронок пробную реставрацию для примерки в полости рта. Кроме того, изменение формы зубов можно имитировать наложением композитного материала, что даст пациенту возможность оценить внешний вид реставрации непосредственно в полости рта.

Особенно тщательно надо проводить планирование лечения и пробное моделирование реставраций у пациентов, чрезвычайно требовательных к собственной внешности. Современные технологии предоставляют возможность изменения внешнего вида зубов на фотографии – это еще один способ демонстрации предполагаемого эффекта протезирования. Но эта методика легко позволяет обещать пациенту больше, чем может быть достигнуто на самом деле, и потому ее диагностическая ценность сомнительна.

Модель челюсти с имитацией реставрации подкрепляет договор между врачом и пациентом. Ее можно использовать как доказательство того, что конечный результат похож на смоделированный, и таким образом избежать юридических проблем. Имитацию реставрации также представляет собой шаблон для производства временных коронок.

Выбор цвета коронок

Выбор цвета целесообразно проводить на этапе подготовки к протезированию. Некоторые оттенки подобрать довольно трудно, и об этом лучше знать до того, как зуб будет отпрепарирован. Иногда подбор цвета определяет особенности формирования культи зуба. Например, если режущий край зуба имеет высокую прозрачность, культю имеет смысл сделать короче, чтобы создать место для дополнительного слоя керамики. Многие пациенты осветляют свои зубы с помощью отбеливания.

Если планируется отбеливание, то его следует проводить до подбора оттенка. При этом пациентов просят воздержаться от чрезмерного отбеливания – очень белый цвет невозможно воспроизвести в керамике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.