Нарушение работы ВНЧС – причины и последствия.
Врач Ортодонт-стоматолог Николаева Надежда Николаевна
Височно-нижнечелюстной сустав (ВНЧС) – парный сустав, образуется головкой нижней челюсти, нижнечелюстной ямкой и суставным бугорком височной кости. Головки нижней челюсти сходятся под тупым углом у переднего края большого затылочного отверстия. ВНЧС обеспечивает движение нижней челюсти и представляет собой комплексную деятельность организма в виде, жевания, глотания, разговора, зевания. Жевательные мышцы обеспечивают точное движение сустава безошибочным образом, если нет нарушения функции (дисфункция ВНЧС)
По данным ВОЗ около 40% населения в возрасте от 20-50 лет страдают дисфункцией ВНЧС. Но далеко не каждый человек обращается за помощью к врачу-гнатологу или остеопату с жалобами на сустав, предпочитая посещать других врачей с головными болями, утомлением, приступами страха, давлением… Дисфункция проявляет себя в виде неврологической клиники: головная боль, головокружение, щелчки и хруст сустава, напряжение мышц, спазмы в области головы шеи, горла. Отологическая клиника: шум, звон, заложенность ушей, снижение слуха. Но существуют и другие, скрытые и отдалённые последствия дисфункции ВНЧС:
- Шейный лордоз. Нарушение осанки, когда шея чрезмерно выпрямляется или наоборот голова заметно выступает относительно тела человека.
- Искривление в крестцово-подвздошном сочленении (кости таза) как следствие, изменение длины конечностей.
С болями и головокружениями казалось бы, понятно: голова, ухо, сустав. Всё близко, всё взаимодействует. Но какое влияние оказывает ВНЧС на весь опорно-двигательный аппарат, тем более на длину конечностей?
ВНЧС является структурой одного комплекса – СТОМАТОГНОСТИЧЕСКОЙ системы. Стоматогностическая система – комплекс взаимодействий структур и функций головы и шеи. Включает компоненты костей черепа, нижней челюсти, подъязычной кости, ключицы и грудины, мышцы и связки, суставы, сосудистую, лимфатическую и нервную систему обеспечения, а также мягкие ткани головы и зубы. Кроме того она имеет связь с крестцом и копчиком через твёрдую мозговую оболочку. В системе всё взаимосвязано и зависит от нормального функционирования всех её частей.*
Основные функции стоматогностической системы:
- Обеспечение основных функций организма: жевание, глотание, кусание, речь, дыхание.
- Участие в поддержании статики: механизм походки, шейный, позвонковый и мышечный баланс, баланс таза, равновесие.
- Влияние на краниальную (черепную) функцию – особенно височной кости.
- Влияние на функции нервной, эндокринной, лимфатической систем.
Рассмотрим основные функции организма: жевание, глотание, речь, дыхание. Эти основные функции организма производятся с помощью движения нижней челюсти. Движение нижней челюсти обеспечивается перемещением головки нижней челюсти в суставной ямке ВНЧС, с помощью височной, жевательных, крыловидных, подъязычных и других мышц. Линия смыкания зубов – окклюзионная плоскость, или просто прикус, в норме должны находиться параллельно плоскостям всего опорно-двигательного аппарата. Основные плоскости которого проходят через зрачки, линию смыкания зубов, второй и третий шейный позвонок, лопатки, гребни подвздошных костей, колени и лодыжки. Параллельность линий свидетельствует о здоровье опорно-двигательного аппарата и зубочелюстной системы. Изменение в любой из плоскостей приводит к изменениям в других плоскостях. Поэтому нарушение окклюзионной плоскости относительно других может вызывать боли и негативные изменения в совершенно неожиданных частях организма.
Нарушения окклюзии в результате стираемости зубов, врождённых патологий прикуса, а чаще, неадекватного стоматологического лечения или протезирования, неумелого использования брекет-системы, неправомерного удаления здоровых зубов, приводят к ответным нарушениям в шейном отделе позвоночника и спазму мышц задней поверхности шеи. Длительный спазм приводит к структурным изменениям в мышце, укорачивая ее, и она теряет свою способность сокращаться и расслабляться. Спазм мышцы приводит к спазму жевательной и мимической мускулатуры. Таким образом, для организма спазм мышц с одной стороны является патологическим процессом, который приводит к спазму в другой области. Например, в поддержке статики участвует височная мышца, её синергистом являются жевательные мышцы. Эти мышцы содержат большое количество проприорецепторов (чувствительных волокон). Постоянный поток нервных импульсов от проприорецепторов участвует в регуляции вертикального положения тела. Нарушение окклюзии (прикуса) приводит к несбалансированному движению нижней челюсти и челюстно-лицевой мускулатуры, в т.ч. жевательной и височной мышц. Изменение потока нервных импульсов, вследствие дисфункций ВНЧС, вызывает искривления позвоночника в шейном отделе и крестцово-подвздошном сочленении, что приводит к скручиванию таза и изменению длинны конечностей.
Дисбаланс в ВНЧС посылает негативный стимул и в нервную систему 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Любая аномалия прикуса изменяет направление действия силы в черепе. Например, преждевременный контакт на боковых зубах вызывает нескоординированное движение мышц и извращение передачи нервного импульса в мозг. Нескоординированные движения мышц часто вызывают напряжение фасций шеи. Узлы симпатического ствола вегетативной нервной системы лежат кпереди от предпозвоночной фасции шеи. Так дисфункция ВНЧС, вызывая напряжение фасций шеи, может раздражать шейные симпатические коммуникации, провоцируя рефлекторный спазм сосудов головы. Спазм сосудов головы вызывает нарушение кровоснабжения мозжечка, что проявляется нарушением координации, головокружениями – как следствие тревожные состояния. Дисфункция ВНЧС вызывает торсию (torsio; лат. “вращение, скручивание”) височной кости, в которой располагается лабиринт с вестибулярным аппаратом. Изменения в вестибулярном аппарате приводит к нарушению равновесия и головокружениям. Заложенность носа может так же быть взаимосвязана с дисфункцией ВНЧС. Вследствие укорочения фасций мышц шеи происходит нарушение лимфооттока и оттока венозной крови от головы. Проявлятся это может в виде тканевого отёка в области носовых ходов, так как эта область богата кровеносными сосудами. Заболевания височно-нижнечелюстного сустава имеют следующие причины:
- Неправильный прикус (окклюзия) – смыкание зубов, при котором происходит нарушение формы и функции зубочелюстной системы. Это проявляется в виде деформации окклюзионной поверхности зубов с блокадой движения нижней челюсти. Что может привести к патологической стираемости зубов, функциональной перегрузке ВНЧС и жевательной мускулатуры. Наиболее распространённая проблема ВНЧС-это снижение высоты прикуса. Что обусловлено несколькими факторами: нарушение прорезывания зубов, бруксизм, преждевременная утрата молочных или постоянных зубов, врождённое отсутствие группы зубов, микродонтиия (мелкие зубы), патологическая стираемость эмали, нарушение вертикального размера зубов вследствие работы стоматолога. Изменение положения ВНЧС при неграмотном ортодонтическом лечении, неправомерное или вынужденное удаление, разрушение зубов.
- Стресс (перенапряжение, сильное сжатие зубов).
- Травма челюсти (переломы лицевых костей и челюсти) .
- Эндокринные, обменные нарушения, инфекционные заболевания.
- Чрезмерные физические нагрузки.
- Вредные привычки (грызть ногти, неправильно держать телефон и т.п.)
Симптомы заболеваний височно-нижнечелюстного сустава:
- Головная боль, спазмы в лицевых мышцах и области челюсти.
- Щелчки, хруст, скрежет при движении челюсти.
- Боль, заложенность и звон в ушах.
- Увеличение подчелюстных лимфатических узлов.
- Головокружение.
Влияние заболеваний ВНЧС на здоровье человека далеко не изучены, в отличие от методов диагностики, лечения и восстановления ВНЧС врачом. В большинстве случаев достаточно прозрачной корректирующей каппы чтобы избавить себя от множества настоящих и будущих проблем со здоровьем.
О взаимосвязи прикуса и расположения языка в ротовой полости
Значение правильного прикуса для здоровья
Все родители желают своему ребенку лучшего, мечтают, что он вырастет умным, красивым, здоровым и успешным. И каждому родителю стоит узнать, что все это — здоровье, красота, успехи в учебе и общении — может зависеть от такой простой вещи, на которую далеко не все обращают внимание: от положения языка во рту и от формирования правильного прикуса.
На что влияет положение языка?
Язык принимает участие во многих важных процессах:
- определяет вкус и температуру пищи;
- помогает в перемешивании пищи и слюны, запуская процесс пищеварения;
- обеспечивает глотание;
- участвует в формировании речи.
А еще, совершая несколько тысяч движений в сутки (только глотательных движений около 2000), язык участвует в формировании свода нёба и прикуса.
Соотношение челюстей в прикусе имеет тесную взаимосвязь с позицией головы относительно тела и осанки в целом.
Прикус — это взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей во время их плотного смыкания. В зависимости от возраста прикус может быть молочным, сменным и постоянным. Классификации прикуса не тема этой статьи, поэтому остановлюсь только на описании физиологического прикуса, который характеризуется следующими признаками:
- не нарушает процесс приема пищи;
- не искажает речь;
- не портит внешние характеристики лица.
При полном смыкании зубов физиологический прикус отвечает следующим показателям:
- верхний зубной ряд закрывает собой треть нижнего зубного ряда;
- все противопоставленные жевательные зубы верхней и нижней челюстей хорошо смыкаются друг с другом;
- условная центральная линия, проведенная по лицу вертикально, делит челюсти на одинаковые половины.
Заранее прошу прощения у врачей-ортодонтов, за такое упрощенное описание физиологического прикуса и может быть еще какие-то неточности. Надеюсь, смысл статьи от этого не пострадал.
Для правильного роста зубов в полости рта должно образоваться так называемое миодинамическое равновесие, то есть давление языка изнутри на зубной ряд верхней челюсти должно соответствовать давлению мышц губ и щёк снаружи.
В норме, кончик языка в нейтральном положении, располагается за верхними резцами, не касаясь их. Там, где язык находится, когда мы произносим звук «Н», в так называемой «точке покоя». Во время каждого глотательного движения, спинка языка прижимается к небу, стимулируя рост верхней челюсти в ширину, улучшая кровоснабжение носо-и ротоглотки и повышая таким образом местный иммунитет. Правильное положение языка в покое и при глотании возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт. При носовом дыхании , весь вдыхаемый воздух успевает очистится, согреться. Поток воздуха, проходя через носовые раковины, также стимулирует рост верхней челюсти в ширину и гармоничный рост всей средней трети лица.
Теперь остановлюсь немного на сменном прикусе и проблемах формирования физиологического прикуса, которые становятся очевидными именно во время смены зубов. Обычно это возраст начиная с 4-5 лет до 12-14 лет. Во время сменного прикуса происходит наиболее интенсивный рост челюстных костей, поэтому коррекция прикуса так же наиболее эффективна именно в это время.
У детей , которые дышат через рот , формируется так называемый «аденоидный» тип лица, лицо при этом становится узким и длинным – вытянутым. Узкие челюсти обусловливают недостаток места для постоянных зубов, то есть их скученность. Готическое небо и недостаток места для спинки языка создаёт проблемы со звукопроизношением.
Дети с неправильным прикусом часто дышат ртом, даже если носовые пути проходимы. У них формируется привычное ротовое дыхание и они начинают чаще болеть простудными заболеваниями. Доказано , что при ротовом дыхании снижается оксигенация крови, а также передача кислорода тканям. Больше других органов от гипоксии страдает мозг. Дети становятся раздражительными не усидчивыми,не внимательными.
Язык у таких детей находится в среднем (межзубном) или низком положении – между небом и нижней челюстью. При глотании он упирается не в свод неба, а в зубы. Язык мощнейший мышечный орган и при его давлении, зубы отклоняются от нормального положения.
Очень часто это сочетается со слабостью круговой мышцы рта, которая в норме должна обеспечивать баланс давления на зубы снаружи.
В норме, глотание должно быть видно только по движению щитовидного хряща, лицо не должно напрягаться. При неправильном же положении языка и слабости круговой мышцы рта, ребёнку приходится задействовать дополнительные мышцы, чтобы держать при глотании рот закрытым. Он начинает помогать себе при глотании уголками губ, мимическими мышцами лица, движением шеи, плечами, иногда даже животом.
Язык, при среднем или нижнем положении, перекрывает дыхательные пути и, чтобы хоть как-то приоткрыть их, ребенок вынужденно выдвигает голову вперед и приподнимает подбородок. Такое неестественное положение головы и шеи изменяет и верхнюю часть грудной клетки. Ортопеды, видя такую картину, говорят о нарушении осанки.
Итак, изменение положения языка ведет к изменению положения головы, искажению анатомически правильного расположения относительно друг друга шейных позвонков, подъязычной кости, хрящей гортани и мягких тканей шеи, трахеи и пищевода, сосудов, питающих мозг, и нервных стволов, обеспечивающих работу всех внутренних органов.
Таким образом, крайне важным во время сменного прикуса становится формирование носового дыхания и создание условий для анатомически правильного положения и функционирования языка, потому что это будет способствовать как нормальному развитию зубо-челюстной системы , так и всего организма ребёнка.
- нормальное жевание, облегчает работу всего желудочно-кишечного тракта;
- нормальное глотание формирует правильный прикус и гармоничные черты лица;
- носовое дыхание снижает риск возникновения простудных заболеваний (воздух очищается, согревается, лимфоидная ткань не подвергается дополнительной нагрузке и не гипертрофируется);
- улучшает функцию ЦНС , за счет достаточного получения кислорода;
- улучшается коммуникативная функция за счет четкой и понятной речи;
- за счет правильной осанки развивается чувство равновесия, ловкость, скоординированность.
Правильный прикус и анатомическое положение языка — залог здоровья и благополучия вашего ребенка.
Кратко хочу перечислить факторы, которые могут приводить к неправильному положению и функционированию языка:
- Внутриутробные факторы (многоплодная беременность, аномалии строения матки, повышенный тонус матки во время беременности, генетическая обусловленность и т.д.);
- Травматичные роды;
- Недоношенность;
- Искусственная вентиляция легких на первом году жизни;
- Искусственное вскармливание;
- Несвоевременное введение прикорма;
- Отсутствие в рационе ребёнка твёрдой пищи;
- Вредные привычки: сосание пальца, языка, щеки, различных предметов, длительное сосание пустышки (более 1,5 лет);
- Преждевременная потеря молочных зубов;
- Частые заболевания ЛОР-органов, увеличенные аденоиды.
На что следует обратить внимание родителям и насторожиться
- Дыхание ртом, если у ребёнка нет насморка.
- Отсутствие промежутков между зубами к 4-5 годам.
Молочные зубы маленькие и для них обычно всегда хватает места, даже если челюсть не развилась достаточно. По мере взросления и подготовки ребенка к сменному прикусу между молочными зубами должны появляться так называемые тремы- небольшие, но отчетливые расстояния. Когда молочные зубы выпадут, прорежутся постоянные, которые значительно шире молочных, и им должно хватить места для нормального роста и формирования ровного красивого зубного ряда.
- Понаблюдать за глотанием слюны у ребенка, в норме глотание происходит незаметно, без напряжения мимических мышц.
Обычно детский стоматолог на приеме обращает внимание родителей на начинающиеся проблемы формирования правильного прикуса и направляет таких детей к ортодонту.
Если же этого не происходит, обязательно надо показать ребёнка в возрасте 4-5 лет детскому ортодонту, желательно, учитывающим в работе функциональный подход.
Как исправить нарушения прикуса и положения языка.
Обязательно должен быть комплексный подход. Современная ортодонтия предлагает различные способы выравнивания зубов. Но как мы уже убедились, выравнивать зубы неэффективно без устранения приводящих к этим изменениям причин.
Поэтому решение проблемы нарушенного прикуса должно быть направлено на весь комплекс патологических изменений: восстановление анатомически правильного положения языка, выработку правильного стереотипа глотания, жевания, положения головы, осанки.
Остеопатическое лечение предлагает именно такой подход: восстановление или формирование правильного соотношения анатомических структур
- Коррекция ослабленных или избыточно напряженных мышц лица, шеи, дна рта и непосредственно языка, это приведет к восстановлению правильного положения языка в полости рта и равномерному участию в процессах жевания и глотания соответствующих мышечных цепочек.
- Воздействие на костные структуры формирующие полости носа и рта приводит к восстановлению физиологических объемов этих полостей и способствует улучшению носового дыхания, жевания, глотания и речи.
- Двигательная иннервация языка, глотание и жевание обеспечивается подъязычным нервом, который выходит из полости черепа через канал подъязычного нерва, где в некоторых случаях возможно его сдавление. До определенного возраста в этой зоне сохраняется подвижность и методами остеопатии возможно восстановить физиологическое соответствие этих анатомических структур.
Миофункциональная гимнастика.
Включает упражнения для мышц лица, особенно тех, что участвуют в глотании, жевании и речеобразовании. Ребёнок быстрее переходит на носовой (правильный) тип дыхания, а язык занимает правильное положение во рту, помогая формировать нормальный прикус.
Ношение миофункциональных трейнеров.
Они изготовленные из мягкого силикона и нейтрализуют избыточное давление мышц на челюсти и зубы, устраняют вредные привычки и стимулируют правильное развитие костей лицевого скелета и зубов. Трейнеры относительно недороги, так как производятся серийно и легко подбираются под размеры челюстей конкретного ребёнка.
С постепенным восстановлением носового дыхания и правильного глотания выравниваются зубы, становятся гармоничнее черты лица. Приходит в норму опорно-двигательный аппарат, улучшается работа всех внутренних органов и систем.
В результате ребёнок любого возраста:
- меньше болеет;
- становится более выносливым физически;
- лучше обучается;
- становится эмоционально сбалансированным;
- с детства имеет красивые ровные и здоровые зубы и гармоничные черты лица.
Эффект видимый и стойкий, так как специалисты устраняют причину проблемы, а не борются с её отдалёнными последствиями.
Инфантильный тип глотания – правила исправления с комплексом артикуляционной гимнастики
Статья логопеда-психолога «Диал-Дент» Т.Б. Цукор
«Жуй-жуй! Глотай!» — знакомый всем лейтмотив одной из серий киножурнала «Ералаш». А я вам расскажу о том, как глотать правильно, и что нужно делать, если этот процесс нарушен. Многие удивятся: разве можно глотать неправильно? Ведь, как считает большинство, глотание относится к рефлекторным реакциям организма, таким как дыхание, слюноотделение, отдёргивание руки от горячей поверхности и т.д. Тем не менее, можно глотать неправильно! Называется это явление — инфантильный тип глотания.
Что такое инфантильный тип глотания?
Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой. Но по мере появления зубов сосание заменяется жеванием, а инфантильный тип глотания перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Внешне инфантильный тип глотания у детей (не младенцев) и взрослых вполне различим: при неправильном глотании язык прокладывается между верхними и нижними зубами и в боковых пространствах между зубами. Есть ещё вариант: язык во время неправильного глотания не прокладывается между зубами, а упирается в нижние резцы. Причины инфантильного типа глотания разные: длительное сосание соски, искусственное вскармливание, короткая уздечка языка, сосание пальца на протяжении длительного времени, преобладание в рационе ребенка жидкой пюреобразной пищи, ротовое дыхание, в общем, все то, что способно удерживать язык длительное время на дне полости рта.
Нужно ли исправлять неправильное глотание?
Конечно! Неправильное положение языка создаёт неблагоприятную ортодонтическую ситуацию во рту: дистальный прикус, передний и боковой открытый прикусы, недоразвитие верхней челюсти и опережающее развитие нижней, сужение твёрдого неба, поскольку язык перестаёт выполнять поддерживающую функцию. Оговорюсь, что необязательно основной причиной неправильного прикуса может быть язык. Есть и наследственные факторы! Но, если ортодонт сталкивается с инфантильным типом глотания, то целесообразно отправить такого пациента к логопеду, чтобы проверить рабочие параметры языка. Зачем это нужно, если неправильное положение стало привычным? Дело в том, что язык, как мощный мышечный орган, способен «испортить» работу ортодонта. Произойдет это не сразу. Пройдёт 1-2, возможно, 3 года, и созданный такими большими усилиями новый прикус начнет «расползаться». А причиной может стать неправильная работа языка. Специалисты ортодонтического отделения Семейного стоматологического центра “Диал-Дент” давно работают в тесном сотрудничестве с логопедом и получают стабильные результаты лечения.
При неправильном глотании также страдает процесс жевания. Пациент может испытывать боли в ВНЧС, шейном отделе, затылочной, височной и лобной областях головы.
Как исправить инфантильный тип глотания?
Новый способ глотания, его еще называют соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).
Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры. Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит массаж языка.
Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания
Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.
1. Вкусное варенье
Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.
Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.
Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.
4. Чистим верхние зубы
Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.
5. Посчитай верхние зубы
Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.
Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.
7. Зеваем, жуём, глотаем
Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.
Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».
Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.
10. Восьмерки
Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка «восьмерки» 15-30 раз.
Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.
12. Учимся глотать
Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем — 3 раза в день по 10-12 раз.
Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.
ВАЖНО! Следите за осанкой во время выполнения всех упражнений.
Получить полноценную консультацию по типу глотания можно только очно, посетив логопеда!
Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в Facebook .
Неправильный прикус зубов у взрослых и детей – Восемь причин
Врач-ортодонт, кандидат медицинских наук Татьяна Владимировна Геворкян:
Неправильный прикус у взрослых формируется годами чуть ли не с детства
Вот основные факторы в прикусе, которые я выделила как причины неправильного положения зубов. После того, как мы опишем основные причины неправильного прикуса, я покажу основные патологии прикуса, и как они могут быть исправлены.
Первая причина неправильного прикуса – генетика
Генетика – самый частый, самый распространенный, и к сожалению наименее контролируемый фактор. Все мы – дети своих родителей, и, к сожалению, чаще всего нам передаются не самые лучшие качества. Поэтому на генетический фактор мы, конечно, повлиять не можем, но в наших силах генетику учитывать при лечении и эффективно справляться даже с таким видом неправильного прикуса зубов у взрослых. Например, посмотрев на зубочелюстную систему родителей (если только она полностью не откорректирована брекетами или ортопедическими какими-то конструкциями), мы можем предположить, какая проблема может развиться как у ребенка, так и его родителей. Можно ли исправить прикус в этом случае? В большинстве своем – да.
Вторая причина неправильного прикуса – недоразвитие зубочелюстной системы
В чем кроется причина? Сделаем экскурс в историю развития человека. Это больше касается, наверное, нашей цивилизации. Наши далекие предки, которые ели очень грубую, жесткую пищу, термически, может быть, не так хорошо обработанную, у них зубочелюстная система функционировала на 100%, и поэтому ни проблем с неправильным положением зубов, ни проблем с кариесом у них не было. Наша цивилизация ест сублимированную пищу – бутерброды, пюре, сосиски. вот такая вот мягкая пища. Все это, с одной стороны, конечно, легко в приготовлении, но, с другой стороны – оно не способствует развитию зубочелюстной системы. То есть в большинстве случаев количество зубов остается прежним у людей, а получается, что челюсти недоразвиваются. И вот, исходя из всего этого, мы получаем неправильное положение зубов.
Итак, неправильный прикус из-за недоразвития челюстей: что делать в этой ситуации? Можно и нужно исправлять! Главное – не оставлять в таком, “недоразвитом” положении, так как из-за возникающих перегрузок зубочелюстной системы пациент будет иметь проблемы с зубами, с височно-нижнечелюстным суставом всю жизнь.
Третья причина неправильного прикуса у взрослых кроется в детстве. Это ранняя потеря молочных зубов
В чем здесь кроется механизм формирования неправильного прикуса зубов? Есть такой простой закон: Природа не терпит пустоты. И поэтому, если ребенку молочный зуб удалили раньше срока (то есть не тогда, когда у него физиологически уже рассосались корни), нередко соседние зубы, будь то молочные или постоянные, стремятся занять «вакантное» место. Зубы наклоняются, они перемещаются.
И получается, что к тому моменту, когда постоянный зуб, предшественник которого был уже удален, когда этому зубу необходимо прорезаться, ему места нет просто физически. В таком случае он прорезается в то положение, в которое он может прорезаться, искривляя положения вокруг стоящих зубов. Или вообще – растет куда-нибудь вбок. Так скажем, по пути наименьшего сопротивления. Ну и, естественно, это положение неправильное. Поэтому удаление молочных зубов – тоже один из моментов, почему может возникнуть неправильное прикус зубов во взрослом возрасте. Можно ли исправить последствия неправильного прикуса из-за причины, возникшей в детстве? Да, можно!
Кстати, исправление прикуса на элайнерах детям можно проводить уже с 14 лет, когда смена молочных зубов закончилась
Четвертая причина проблем с прикусом у взрослых также из детства.
Причина #4. Недостаточное внимание со стороны родителей в период смены прикуса
Конечно, скажите вы, “нас никто не предупреждал и не объяснял про это”. Но сложилось так, как сложилось и теперь перед вами стоит данная проблема. Как это нарушение прикуса возникло? Тоже ситуация нередкая, когда у детей, как говорят родители: «Вы знаете, у моего ребенка зубы прорезаются в два ряда». Что это означает? По той или иной причине молочный зубик не вылетает, то есть он остается в зубном ряду, а постоянный зуб уже прорезается, и прорезается он в неправильном положении. Вот бывает такое, что родители приходят и говорят: «Вы знаете, у меня ребенок – как акула, посмотрите». Зубы, действительно, в два ряда, или в два слоя. Мы говорим: «Да, как можно скорее тогда удаляйте вот эти молочные зубы, которые задержались». Но проблема кроется в том, что постоянные зубы сами по себе не так часто встают в правильное положение. То есть, получается, у постоянных зубов изначально ось прорезывания заложена неправильная. И все это сохраняется во взрослом возрасте и тоже приводит к неправильному прикусу зубов.
И в данном случае, возможности ортодонтического лечения позволяют полностью справиться с проблемой прикуса на текущем этапе.
Пятая причина неправильного прикуса у взрослых – зубы мудрости
Хоть они и называются «зубы мудрости», но нередко они проявляют себя совсем не мудро. Причину этого уже была озвучена ранее – это недоразвитие зубочелюстной системы. То есть зубам мудрости элементарно не хватает места в зубном ряду. Кость то маленькая. Но у зубов мудрости заложен ОГРОМНЫЙ потенциал для прорезывания. Зубам мудрости надо прорезаться, а прорезаться некуда! В таком случае они начинают двигать, смещать впереди расположенные зубы в совершенно разные стороны. И вот такая картина чаще всего проявляется лет после двадцати, когда как раз зубы мудрости вступают в свои права. Что при этом озвучивает пациент: «Вы знаете, до 20-25 лет у меня были идеально ровные зубы, у меня все было хорошо. Но я заметил, что у меня стали прорезаться зубы мудрости, и передняя группа зубов – резцы – начинают скучиваться, встают в неправильное положение».
С такой причиной ортодонты достаточно часто сталкиваются, и здесь логично, что лечебная работа начинается с того, что зубы мудрости удаляют. Что лучше – исправить прикус у взрослых в этой ситуации сразу после удаления или подождать, решает врач-ортодонт
Шестая причина неправильного прикуса у взрослых также может прийти из детства. Это соматические заболевания
Начиная с того, что если это какие-то проблемы с костной тканью, деформация костной ткани. Еще очень важным моментом является здоровье ЛОР-органов. ЛОР-органы – это ухо, горло и нос.
Как начинает развиваться нарушение прикуса? Возьмем САМУЮ распространенную ситуацию. У детишек тоже достаточно нередко бывают так называемые аденоиды. Аденоиды – это патологическое разрастание железистой ткани. То есть у ребенка имеются разрастания лимфоидной ткани (гланды так называемые), они расположены в ротоглотке, а есть аденоиды, они находятся рядом с евстахиевыми трубами. В силу некоторых причин (ротовое дыхание, снижен иммунитет, предрасположенность) бывает так, что аденоидная ткань разрастается, и разрастается очень сильно. Это приводит к тому, что ребенок просто физически не может дышать носом, потому что нос постоянно заложен. Что приходится делать? Ребенок открывает рот и начинается ротовое дыхание.
Проблема заключается в том, что, для того чтобы верхняя челюсть нормально развивалась, нормально функционировала, обязательно нужно носовое дыхание, чистое носовое дыхание. Если этого не происходит, то верхняя челюсть сужается, она недоразвивается, и в результате зубы на ней встают в неправильное положение – вот так просто и формируется в данном случае неправильный прикус, который переходит во взрослую жизнь. Ведь нарушается правильное взаимоотношение верхней и нижней челюсти (кости), собственно, а это и есть неправильный прикус. Поэтому на соматические заболевания (заболевания, которые непосредственно не связаны с зубочелюстной системой) и родители, и ортодонты тоже должны обязательно обращать внимание.
Сколько сейчас взрослого населения с проблемами носового дыхания из-за хронических и аллергических ринитов (насморков), гайморитов, фронтитов, синуситов? Огромное количество. И можно с большой долей вероятности предположить что во всех этих случаях их жизнь сопровождает неправильный прикус зубов.
Седьмая причина неправильного прикуса очень интересная. Это – парафункция языка
Никогда не слышали? Вот что это такое. Дело в том, что у языка есть положение, которое он должен занимать в норме. И более того, когда происходит звукопроизношение (а язык принимает в этом непосредственное участие), у языка должна быть определенная правильная позиция. Если эта позиция нарушена (то есть она нарушена и при звукопроизношении – то, что корректируется логопедом), то язык может повлиять на положение зубов. То есть язык просто-напросто их может вытолкать (они приобретают неправильный наклон), он может повлиять в целом на их положение. Представляете?
Язык со своей огромной (реально огромной) силой мышц, толкая зубы, заставляет их Поэтому очень часто мы, ортодонты, работаем в связке с логопедами, потому как если мы не устраним причину, то с конечной точкой этой цепочки мы можем работать бесконечно, постоянно получая рецидивы, то есть постоянно возвращаясь к исходному положению. Поэтому язык – это очень важно.
И причина #8, которая влияет на прикус – проблемы с опорно-двигательным аппаратом
Простым языком, речь идет о проблемах со спиной. Цепочка развития неправильного прикуса у взрослых в данном случае тоже очень длинная, но, – и это уже отмечено в достаточно большом количестве научных публикаций, – если у пациента имеется неправильный прикус, то практически в 90% случаев, если не больше, у пациента имеются проблемы со спиной, причем в различных участках позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и так далее. Почему? Голова человека имеет свою массу и центр тяжести. При смещении центра тяжести в самом начале формирования неправильного прикуса начинаются проблемы с осанкой, которые пытаются стабилизироваться в том числе и за счет компенсаторного механизма мышц и связок челюстно-лицевой системы. Что приводит к увеличению нарушения прикуса (челюсти ведь смещаются относительно друг друга). Получается замкнутый круг. Что делать в этом случае неправильного прикуса? Выход есть.
На это тоже обращается сейчас большое внимание, и в связи с этим ортодонты все чаще начинают работать в связке с остеопатами. Остеопаты – это врачи, это дипломированные специалисты, то есть это не народные умельцы. Сейчас уже остеопат – государственная специальность, то есть по ней выдаются сертификаты. Остеопаты – это врачи, которые работают непосредственно со всем опорно-двигательным аппаратом. Они смотрят на состояние стоп (то есть чтобы не было плоскостопия), на состояние вообще костной системы, ткани, таз и так далее. Поэтому, как ни странно, проблемы с осанкой, проблемы со спиной могут также повлиять на неправильное положение зубов.
От себя могу сказать, что тема тоже очень дискутабельная, ее не объяснить вот так вот в двух словах, это надо освещать гораздо более подробно, почему положение стоп может повлиять на прикус. Это целая цепочка. Но, тем не менее, я думаю, что это может быть интересно пациентам
Прикус: основные нарушения и как его можно исправить
Как и обещала в самом начале этой статьи, сейчас поговорим и назовем основные патологии прикуса, покажем как двигаются зубы при исправлении нарушения прикуса. Думаю, что это будет Вам интересно и полезно. Представим также Вашему вниманию несколько видео, которые комментирует врач-ортодонт, клинический директор компании Star Smile – Александр Вениаминович Спесивцев
Перекрестный прикус
Бипротрузионый прикус – протрузия
Искривление центральных резцов
Это нарушение прикуса связано с неправильным положением центральных передних зубов. Эстетический дефект также, как говорится, налицо, но все можно легко исправить.
Перекрестный прикус нижних зубов
Сложность лечения заключается в том, что для начала нам необходимо создать пространство, в котором будут двигаться зубы. Далее, на нижней челюсти мы видим простую и ясную для нас ситуацию: это скученное состояние зубов, то есть резцы нижние располагаются с дефицитом места. Но также такая патология прикуса успешно лечится.
Нарушение прикуса при ротации зубов
Если мы посмотрим на нижние зубы, то здесь есть существенные недостатки. В частности, обращаем внимание на положение нижних клыков. Они очень сильно развернуты по оси. Врачи-ортодонты называют это “ротацией”. Поэтому здесь достаточно сложное движение, сложная коррекция, поскольку клык – это достаточно мощный зуб и не всегда даже брекет-системами мы легко справляемся с такими проблемами.
Следующее нарушение прикуса – скученность зубов
Если мы посмотрим в этом видео на нижнюю челюсть, то здесь мы увидим достаточно высокую скученность зубов, высокое тесное положение нижних резцов. Это очень часто встречается практически у каждого из нас. И доктора очень часто слышат от пациентов, что очень трудно чистить такие зубы, соответственно очень много зубных отложений.
Неправильный прикус как причина травмирования языка и щек
Стоматологическая практика подтверждает, что у большинства людей прикус не идеален. Иногда родители уделяют внимание этой проблеме с первых лет жизни ребёнка, дети менее внимательных родителей обращаются к ортодонтическому лечению уже достигнув зрелого возраста, многие же, списывая проблему исключительно на эстетическое несовершенство, предпочитают вовсе игнорировать её.
На самом же деле, помимо визуального дефекта, неправильный прикус может стать причиной различных стоматологических проблем, а также нередко приводит к постоянному травмированию языка и внутренней стороны щеки. Это последнее неудобство весьма болезненно, и именно о нём мы поговорим в этой статье, подробно рассмотрев, как уберечь себя от проблемы, что делать если травма уже получена и собственно какой прикус называют неправильным.
Что такое «неправильный прикус»
Прикус (или окклюзия) — это смыкание челюстей в момент их естественного сжатия. Эталоном считается центральная окклюзия, при которой количество точек соприкосновения зубов верхней и нижней челюстей максимально.
А вот все остальные варианты взаимодействия челюстей при смыкании — это аномалии прикуса. На сегодняшний день принято выделять какие основные формы неправильного прикуса:
- открытый : нет плотного смыкания зубных рядов
- перекрестный : зубы-антагонисты верхней и нижней челюстей перекрывают друг друга сегментами (на одном участке нижние перекрывают верхние, на другом — наоборот)
- мезиальный : нижняя челюсть выдается вперед, верхние зубы перекрываются нижними
- дистальный : вперед выдвинут верхний ряд зубов, перекрывая нижний,
- глубокий : разновидность дистального прикуса, когда верхняя челюсть практически полностью скрывает нижние зубы.
Вопреки мнению многих людей, полагающих что аномалии прикуса не являются поводом для волнений, следует знать: неправильный прикус любой формы в большинстве случаев становится причиной стоматологических проблем, а иногда — и проблем иного характера.
Отсутствие нескольких зубов и неплотное смыкание челюстей могут спровоцировать:
- ухудшение работы ЖКТ;
- частые головные боли;
- развитие асимметрии лица;
- преждевременное появление мимических морщин.
Неправильный молочный прикус может сказаться на росте постоянных зубов и привести к еще большей деформации челюстной системы.
И очень часто аномалии прикуса становятся причиной постоянного травмирования слизистой оболочки, включая сильный прикус языка и внутренней поверхности щеки. А присутствие в полости рта открытых ран — это прямая дорога к инфицированию и развитию воспаления.
Не оставляйте проблему без внимания, обращайтесь к стоматологу-ортодонту вовремя!
Почему формируется неправильный прикус
Как свидетельствует статистика, те или иные признаки нарушения окклюзии присутствуют у 90% людей; первопричиной аномалий принято считать генетику. Однако наследственность — далеко не единственный фактор.
По мнению экспертов-ортодонтов, на формирование зубочелюстного аппарата у детей влияют такие факторы:
- искусственное вскармливание: при грудном кормлении новорождённого челюстной аппарат формируется более правильно, в то время как присущая «искусственникам» привычка сосать пустышку отражается на процессе негативно;
- затрудненная смена зубов: выпадение молочных зубов слишком рано или, наоборот, с задержкой может отразиться на здоровье челюстного аппарата;
- травмы, непролеченный кариес, воспалительные болезни десен (все это чревато смещением челюстей).
Сформировать неправильный прикус в будущем может и детская привычка сосать большой палец во сне. А вот для взрослых людей наибольшую опасность представляет потеря зубов: отсутствие в зубном ряду даже одной единицы способно привести к нарушению распределения нагрузки, как результат — к деформации окклюзии (это еще один аргумент в пользу дентальной имплантации, и восстанавливать зубной ряд надо как можно быстрее — до появления такой проблемы, как нарушение прикуса).
Прикусывание языка или щеки: симптомы
Такая неприятность чаще всего случается во время приема пищи или во сне. Впрочем, даже полученную во сне травму не заметить невозможно: поврежденная ткань болит, к тому же в области постоянного травмирования (а прикус щеки, связанный с нарушением окклюзии – явление систематическое) образуется своеобразный «мозоль» — белесое пятнышко, которое со временем замещается незаживающей и доставляющей болевые ощущения ранкой. На фоне травмы развивается воспалительный процесс.
Первая помощь
Если прикушен язык или внутренняя сторона щеки, возникают сразу две проблемы:
прополоскать рот холодной водой, если это возможно — приложить лед (охлаждение способствует сужению сосудов)
если остановить кровотечение самостоятельно не удается, необходимо срочно обратиться к врачу!
холод также снимает и боль, но при сильных болевых ощущениях следует обработать область специальным «замораживающим» спреем либо принять таблетку обезболивающего
Как ускорить заживление ранки
Все ранки рано или поздно заживают – это понятно, но вот длительность заживления во многом зависит от ваших действий. Как же вести себя, чтобы травмированная слизистая зажила как можно быстрее и без последствий? Несколько ценных советов для такого случая:
- уделите повышенное внимание гигиене ротовой полости — это поможет избежать инфицирования открытой ранки (регулярная чистка зубов, тщательное удаление остатков пищи и бактериального налета);
- соблюдайте температурный режим, откажитесь на время от чрезмерно горячей или охлажденной пищи: холод хорош только как экстренная мера, но впоследствии он замедляет процесс заживления; горячие еда и напитки и раздражают, и травмируют поврежденные ткани;
- используйте наружные антисептики (спреи, мази, леденцы): фармацевт в аптеке поможет вам с выбором, в идеале стоит проконсультироваться с врачом;
- полощите рот отварами лечебных трав: лучше всего для этих целей — аптечная ромашка и зверобой;
- увеличьте в рационе долю продуктов с витаминами групп B и C, которые способствуют заживлению ран; для заживления царапин на слизистой используйте аскорбиновую кислоту.
Пользуйтесь советами народной медицины с осторожностью: полоскания лечебными отварами не так безобидны, к их помощи можно прибегать только с разрешения врача!
Радикальное решение проблемы
Если прикусывание щек и языка происходит регулярно, единственная возможность избавить себя от проблемы раз и навсегда — обращение к врачу-стоматологу. Специалист исследует причину проблемы и, исходя из реалий, предложит:
- реставрацию поврежденных зубов, удаление безнадежно разрушенных, восстановление правильного распределения жевательной нагрузки путем протезирования или имплантации;
- шлифовку травмирующих слизистую острых краев зубов;
- удаление зубов «мудрости» (если зубной ряд смещен из-за них);
- ортодонтическое лечение (пластинки, трейнеры, элайнеры, брекеты и пр.)
Коррекция неправильного прикуса
Сегодня ортодонты едины во мнении: исправление дефектов окклюзии следует начинать лечение с детства, не дожидаясь выпадения молочных зубов. Методик исправления аномалий прикусов множество (различные съемные и несъемные корректирующие конструкции), выбор способа в каждом конкретном случае делается с учетом особенностей проблемы, возраста пациента, общего состояния его здоровья и прочих факторов.
В зависимости от возраста:
- до 7-ми лет – ортодонтические массаж и гимнастика, специальные корректирующие пластинки для исправления раннего прикуса;
- 7-10 лет – ортодонтические пластинки, съемные эластичные каппы (трейнеры);
- 10-12 лет – несъемные брекет-системы.
Брекет-системы в стоматологии на сегодняшний день признаются наиболее эффективным методом ортодонтического лечения. Представляют собой аппараты, состоящие из крепящихся к поверхности эмали пластин и дуг с крепежными элементами (замочки, резинки-лигатуры), определяющими силу давления на зубы.
Методика применима только в отношении постоянного прикуса, курс лечения зависит от сложности аномалии и может занять несколько лет.
Чем пациент старше, тем сложнее процесс исправления прикуса — тем кардинальнее используемые методы. В числе таких решений:
- эластичные каппы (элайнеры) с выемками для каждого отдельного зуба, позволяющие решить многие проблемы с минимальным ущербом в части комфорта и эстетики;
- брекет-системы;
- хирургическое вмешательство (применяется при выраженной асимметрии лица и серьезной деформации челюстей, являющимися наследственной патологией или результатом травмы).
Причины неправильного прикуса
Прикус – это основной параметр нормального развития зубочелюстной системы человека. Нормальным считается ортогнатичесий прикус, при нем верхние зубы слегка закрывают нижние.
Неправильный прикус представляет собой аномальное смыкание зубных рядов, которое возникает в связи с челюстно-лицевой деформацией. Зачастую это – наследственная особенность, но проявить себя она может под действием других неблагоприятных факторов. Нарушения прикуса могут приводить к различным последствиям от хронических головных болей до заболеваний желудочно-кишечного тракта. Они становятся причиной дефектов речи, частых респираторных заболеваний, разрушения зубов, в том числе кариесом. Коррекцией прикуса занимается врач-ортодонт, она может проводиться в любом возрасте.
Причины формирования неправильного прикуса
Причинами прикуса, относящегося к аномальному, как правило, выступают наследственная предрасположенность в сочетании с другим фактором риска. В большинстве случаев аномалия формируется в детском возрасте. К причинам относят следующие:
родовая травма или тяжелое протекание беременности, что становится причиной нарушения опорно-двигательного аппарата или неврологических патологий, приводящих к неправильному росту челюстей;
неправильный уход, кормление младенца: у новорожденного малыша верхняя челюсть больше, чем нижняя. Естественное грудное вскармливание вынуждает его напрягать мышцы при сосании, что стимулирует быстрый рост нижней челюсти. В результате этого они выравниваются. Если во время сосания ребенок активен в недостаточной степени, выравнивания не будет или оно произойдет не в полном объеме, это может привести к формированию неправильного прикуса;
нарушения опорно-двигательного аппарата, неправильная осанка. В дошкольном и младшем школьном возрасте неправильное положение туловища приводит к тому, что голова уходит вперед – это приводит к деформации челюсти и аномалиям прикуса;
нарушения формирования мягких тканей. К аномалии прикуса могут привести короткие уздечки губ, языка;
нехватка минералов, витаминов. Дефицит питательных веществ может стать причиной задержки развития опорно-двигательного аппарата, костной ткани;
частые респираторные заболевания или патологии, приводящие к нарушению носового дыхания. Мягкие ткани полости рта участвуют в развитии челюстей. Если ребенок вынужден дышать ртом большую часть времени, в том числе ночью, рот постоянно приоткрыт, челюсти развиваются с аномалией;
вредные привычки или нарушение тонуса жевательной мускулатуры. Если ребенок долгое время сосет соску, грызет карандаши или имеет привычку закусывать губу, челюсти будут формироваться неправильно. Тоже самое может происходить при повышенном или пониженном тонусе жевательной мускулатуры, обусловленном неврологическими причинами;
утрата зубов. Эта причина может вызвать нарушения прикуса в любом возрасте, и у детей, и у взрослых. Исключение составляет только своевременное выпадение молочных зубов. При их ранней утрате образовавшееся пустое место в ряду стремятся занять другие зубы. Они смещаются, в результате чего формируется аномалия прикуса. У взрослых процесс происходит аналогичным образом;
неправильное прорезывание зубов мудрости. Эта причина относится ко взрослым пациентам. Нарушения прорезывания «восьмерок» могут привести к смещению остальных зубов и изменению прикуса.
Этапы коррекции неправильного прикуса
Первым этапом коррекции дефекта прикуса выступает диагностика. Необходимо обратиться к стоматологу-ортодонту, который проведет первичный осмотр полости рта и направит на комплексную диагностику. По результатам обследований определяется вид аномалии прикуса, степень сложности, выбирается метод коррекции.
Какие методы диагностики могут потребоваться:
ортопантомограмма или панорамный рентгеновский снимок челюстей;
Такие исследования позволяют оценить степень дефекта, увидеть изменения зубочелюстной системы, оценить состояние костной ткани челюстей, зубов и пр. Причины нарушения прикуса в этом случае также становятся ясны.
Затем необходима комплексная подготовка к коррекции прикуса. Первая ступень – терапевтическая подготовка или санация полости рта. Прежде, чем установить зубные конструкции или принять необходимые меры, важно добиться идеального здоровья полости рта: избавиться от кариеса, зубного камня, воспалительных заболеваний десен. Обязательно делается профессиональная чистка зубов, чтобы удалить и камень, и мягкие отложения (зубной налет).
Хирургическая подготовка может включать в себя удаление зубов или мягких тканей, пластику уздечки губ или языка по показаниям. Стоматолог-хирург удалит зубы, которые не подлежат лечению. В ряде случаев требуется удаление здоровых зубов, которые помешают остальным занять правильное место. Удаляют также сверхкомплектные зубы, которые не потребуются для создания красивой улыбки.
Установка брекетов осуществляется с помощью специального стоматологического клея или композитных материалов. Каждый элемент фиксируется на поверхности эмали зуба, на них устанавливаются опорные кольца и в них продевают силовую дугу. Эластичные упругие материалы, из которых производятся такие дуги, позволяют оказывать давление и зубы за счет этой силы постепенно принимают нужное положение. Лингвальные брекеты устанавливаются с предварительной «практикой» − сначала они фиксируются на диагностической модели. Это связано со сложностью внутреннего рельефа зубного ряда.
Установка брекетов представляет собой безболезненный процесс. Но в первые дни после фиксации могут возникать болевые ощущения, особенно во время жевания. Врач порекомендует обезболивающие средства, если они не помогут, важно обратиться к специалисту повторно, не дожидаясь планового приема. Замена дуги на менее жесткую может помочь в сложившейся ситуации.
Ношение брекетов обязывает уделять большое внимание гигиене. Это связано с тем, что вокруг конструкции может скапливаться большое количество зубного налета. Необходимо чистить зубы после каждого приема пищи, пользоваться специальными щетками и ирригатором по возможности.
На период всего ортодонтического лечения придется отказаться от липких, вязких продуктов, твердой пищи, жевательной резинки. Газированные напитки, сладости и соки лучше ограничить ввиду повышенного риска развития кариеса. При соблюдении рекомендаций врача удается сохранить здоровье эмали и получить желаемые результаты.
Продолжительность терапии обычно составляет от двух лет. Все зависит от возраста пациента, степени тяжести аномалии прикуса.
Завершающим этапом служит ретенционный период. Он является и восстановительным, и финальным – важно закрепить полученные результаты и предупредить повторное изменение положения зубов. Если проигнорировать этот этап и не принять мер после снятия брекетов, зубы могут «устремиться» обратно, в то положение, в котором они были в течение долгого времени. Избежать этого помогают ретейнеры – «проволоки», которые устанавливаются на внутренней стороне зубов с помощью специальных композитов. Они фиксируются только на передние группы зубов, срок их ношения – в два раза дольше, чем пациент носил брекеты. Однако точное время определяется общим состоянием зубочелюстной системы, возрастом пациента, сопутствующими патологиями и пр. Так же врач может порекомендовать ношение специальных кап. Съемная конструкция также призвана поддерживать правильное положение зубов. Могут быть подобраны пластиковые дуги, силиконовые ретейнеры и другие средства поддержания эффекта лечения.
Цены на лечение
Стоимость лечения у ортодонта определяется несколькими параметрами: видом брекетов или других ортодонтических конструкций, сроком лечения, необходимостью использования дополнительных или вспомогательных методов коррекции. Эти факторы зависят от того, с какой именно аномалией прикуса пациент обращается к врачу. Также учитывается возраст. У детей коррекция прикуса проходит проще и быстрее, с применением сравнительно несложных (обычно съемных) аппаратов. У взрослых чаще используются брекет-системы как мощный инструмент, способный помочь даже в тяжелых случаях. Рассчитать точную сумму лечения поможет врач на очной консультации, обратитесь к ортодонту, чтобы уточнить все интересующие вопросы.
Может ли положение языка быть причиной неправильного прикуса?
Вопросами изучения этиологии, патогенеза методов лечения и профилактики зубочелюстных аномалий занимаются ортодонты. В то же время детский стоматолог, в силу инициативной формы своей работы проводя периодическое исследование зубочелюстной системы ребенка, состояния твердых тканей зуба, пародонта, слизистой оболочки рта, прикуса, других заболеваний, сталкивается с данной патологией.
Клинические признаки правильного прикуса
Понятие «норма» в медицине определяет условно принятое обозначение правила, относящегося к какому-нибудь признаку. Прикус — соотношение зубных рядов (зубов) при их смыкании с наибольшим количеством контактов. Следовательно норма прикуса — это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношение челюстей, соответственно виду прикуса и периоду его развития до полного формирования постоянного прикуса.
Определение нормы формирующегося временного прикуса в первом периоде связано с процессом прорезывания временных первых, вторых моляров, клыков. Показателем являются симметричность и последовательность прорезывания. Наличие физиологических диастем и трем на обеих челюстях между боковыми резцами и клыками, клыками и премолярами на нижней челюсти следует рассматривать как норму временного прикуса.
Норма второго периода сменного прикуса характеризуется последовательностью и симметричностью прорезывания первых и вторых премоляров, затем постоянных клыков. В периоде формирования временного прикуса нередко определяются симптомы диспропорции роста как свидетельство неравномерности созревания органов и тканей зубочелюстной системы и их функций, что проявляется в виде признаков формирующихся аномалий прикуса. Такие симптомы, однако, могут быть определены, как проходящие, но, учитывая многообразие различных причинных факторов проявления симптомов, их можно рассматривать и как начало патологии.
В периоде постоянного прикуса незначительные отклонения в положении зубов, их величине и форме, изменения формы зубных рядов и соотношения челюстей в сагиттальном и вертикальном направлениях в пределах нормы следует рассматривать как признак законченного индивидуального развития прикуса.
Различные факторы проявления зубочелюстных аномалий
В возникновении зубо-челюстно-лицевых аномалий большое значение имеет генетическая обусловленность, которая определяется на основе генеалогического анализа по трем вариантам:
прямое наследование признаков (диастема, адентия, изменение числа и формы зубов);
передача по наследству несоответствия размеров челюстных костей (истинная прогнатия / прогения);
передача по наследству несоответствия размеров челюстей и зубов (тесное / редкое расположение зубов);
В отличие от генетически обусловленных аномалий врожденные аномалии связаны с глубокими нарушениями в эмбриональном периоде. К ним относятся: пороки развития зубов, челюстей или системные аномалии в челюстно-лицевой области.
Также существует большое количество приобретенных зубочелюстных аномалий, ибо их возникновение зависит от различных вредных воздействий в периодах формирования временного, сменного и постоянного прикуса.
Неправильное сосание
Эта функция занимает особое место на первом году жизни ребенка, т.к. благодаря ей не только осуществляется процесс питания ребенка, но так же происходит процесс правильного формирования прикуса ребенка и установление зубных рядов в нейтральном положении.
Нарушение функции сосания заключается в следующем:
нарушение ритма и процесса естественного вскармливания;
недостаточное всасывание молока, неравномерное проглатывание;
употребление соски, пустышки, не связанное с приемом пищи;
сохранение сосательной активности после 10 месяцев жизни;
замедленное перемещение челюстей при процессе сосания;
Неправильное глотание
Неправильное глотание, а также привычка давить языком на зубы являются важными этиологическими факторами в развитии зубочелюстных аномалий.
В норме процесс глотания претерпевает определенные изменения от рождения до установления прикуса. Ребенок рождается с хорошо развитым рефлексом глотания и достаточной активностью языка, особенно его кончика. В покое язык свободно располагается между десневыми валиками и преимущественно бывает вытянут вперед, что обеспечивает его готовность к работе.
Но с появлением первых временных зубов возникает перестройка процесса глотания. При нормальном (соматическом) способе глотания губы спокойно сложены, зубы сжаты, кончик языка упирается в передний участок твердого неба за верхними резцами. При неправильном способе глотания зубы не сжаты и кончик языка контактирует для с нижней губой при сокращении подбородочной мышцы, а иногда и других мимических мышц, что отражается на конфигурации лица: заметна протрузия губ, сморщивание лба, закрывание глаз и вытягивание шеи.
Неправильная функция глотания ведет к значительным изменениям в челюстно-лицевой области. Чаще других возникают такие отклонения, как сужение зубных рядов, уплотнение фронтального участка зубной дуги нижней челюсти, открытый прикус.
Нарушение функции дыхания
Нарушения данной функции имеют важное значение в развитии аномального прикуса, т.к. она обусловлена затрудненным прохождением струи воздуха через носовые ходы и определяется как ротовое или смешанное дыхание. Обычно такое состояние бывает связано с неправильным способом глотания и несмыканием губ. Этим сочетанием определяются его клинические признаки: полуоткрытый рот, смещенный назад и вниз корень языка, что изменяет профиль лица ребенка — появляется . При дыхании заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей, в состоянии физиологического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. В результате неправильного дыхания нарушается динамическое равновесие мышц околоротовой области и языка.
Нарушение функции жевания
Нарушение функции жевания у детей принято характеризовать как . Причиной такого способа жевания может явиться несвоевременный переход к употреблению твердой пищи, который должен совпадать с периодом формирования временного прикуса. Отрицательно влияет на становление функции жевания нарушение сроков и последовательности прорезывания зубов, врожденное их отсутствие (адентия). Отсутствие временных зубов влияет и на положение языка. Язык устремляется в область дефекта, появляются вредные привычки неправильного положения языка и сосания.
Вредные привычки
К ним в стоматологии относят зафиксированные двигательные реакции, не имеющие физиологически приспособительного значения: сокращения мышц околоротовой области, языка, движения нижней челюсти, сосание и прикусывание пальцев, языка, губ и различных предметов, неправильно протекающие функции жевания, дыхания, глотания, речи, неправильное положение тела (неправильная осанка, неправильное положение челюсти или языка в покое).
Различные предрасполагающие факторы развития аномального прикуса
аномалии уздечек верхней губы, нижней губы и языка;
аномалии строения преддверия полости рта;
нарушение физиологической стираемости временных зубов;
нарушение сроков и последовательности прорезывания временных зубов и их смены;
заболевания твердых тканей зубов и их осложнения;
ранняя потеря временных и постоянных зубов.
Клинические проявления зубочелюстных аномалий
Аномалии периода формирования временного прикуса
На первом году жизни могут быть установлены врожденные аномалии или пороки развития органов челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица (расщелины губы, альвеолярного отростка, неба, значительные деформации челюстных костей, характеризующие врожденные уродства). В периоде формирования временного прикуса до полного прорезывания 20 временных зубов зубочелюстные аномалии проявляются как отклонения от нормального развития, так как о прикусе, т.е. определенном взаимоотношении зубных рядов, можно судить лишь после его окончательного сформирования.
На первом году жизни определяются следующие морфологические отклонения:
аномалии прикрепления уздечек языка;
нарушение последовательности и парности прорезывания зубов;
аномалии количества, величины, формы и положения временных зубов;
несоответствие размеров челюстей;
изменение формы челюстей;
изменение кривизны десневых валиков в разных направлениях;
неправильное положение языка в покое и при глотании;
различные вредные привычки;
К признакам отклонения в физиологическом развитии зубов и челюстей у ребенка в возрасте старше 1 года добавляются так же:
изменения цвета зубов
сохранение активности сосания
вялое формирование функции жевания
кончик языка упирается при глотании в напряженные губы
Типы развитых аномалий и деформаций сформировавшегося или формирующегося прикуса
Прогнатия
Прогнатия характеризуется выдвинутым положением верхней челюсти. Вследствие дистального сдвига нижней челюсти или выдвижения верхней вперед имеет место нарушение смыкания как передних, так и боковых зубов. При этом верхние зубы выдвигают вперед верхнюю губу, а нижняя же попадает под верхние зубы. Все это в целом отражается на внешнем виде и функции жевания и речи.
Прогения
При прогеническом соотношении зубных рядов наблюдается выдвижение вперед нижней челюсти, вследствие чего нижние зубы перекрывают одноименные верхние. При значительном проявлении данной аномалии откусывание пищи резцами становится невозможной и их роль переносится на боковые зубы. При данной патологии резко изменен внешний вид больного и нарушены речь и жевание.
Глубокий прикус
Глубокий прикус характеризуется большим перекрытием передними зубами верхней челюсти передних зубов нижней челюсти при отсутствии режущебугоркового контакта. Режущие края нижних зубов могут касаться шейки верхних. Иногда контакт отсутствует и зубы касаются десны, повреждая ее. Стоматологу следует различать глубокий прикус и глубокое перекрытие, являющееся анатомическим вариантом ортогнатического прикуса. При нем верхние передние зубы перекрывают нижние более чем на 1/3 треть высоты своих коронок, но режущебугорковый контакт сохраняется.
Открытый прикус
При этом виде прикуса отсутствует смыкание передних зубов, а иногда и премоляров и в контакт вступают лишь моляры. Одновременно имеются глубокие функциональные нарушения. Отсутствие контактов между передними зубами заставляет больного откусывать пищу премолярами или молярами. Сокращение полезной жевательной площади затрудняет и разжевывание пищи. В растирании пищи значительное участие принимает язык, который увеличивается в размерах. Речь больного нарушается, как и внешний вид.
Перекрестный прикус
Под перекрестным прикусом понимают соотношение зубных рядов, при котором щечные бугорки нижних боковых жевательных зубов расположены кнаружи от одноименных верхних. Передние зубы смыкаются правильно.
Классификация зубочелюстных аномалий
Для определения сформированных зубочелюстных аномалий предложено много различных классификаций. Но наиболее подходящими для использования детскими стоматологами являются следующие.
Неправильное положение зубов и изменения формы зубных рядов удобно определять по классификации, предложенной Д. А. Калвелисом. Аномальное положение отдельных зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещении в зубном ряду по отношению к трем перпендикулярным плоскостям:
вестибулярное или оральное (передне-заднее направление);
мезиальное или дистальное смещение;
неправильное положение зубов по отношению к горизонтальной плоскости
повороты зубов вокруг продольной оси
скученное положение зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещения, наложениях
Для детальной оценки тесного положения зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда может быть рекомендовано четыре степени тяжести.
Степень I.
Равномерно выраженное тесное положение зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда.
Степень II.
Преобладание неправильного положения одного постоянного резца с поворотом по оси, налеганием на рядом стоящий зуб или наклоном в оральном или вестибулярном направлении.
Степень III.
Характеризуется двумя признаками: неправильным положением зубов и изменением формы зубного ряда и альвеолярного отростка во фронтальном участке с вытеснением из зубного ряда одного или двух зубов, и изменением положения зубов, обусловленным их поворотами по оси, наклонами, значительным налеганием друг на друга и перемещением в оральном или вестибулярном направлении.
Степень IV.
Характеризуется вытеснением из зубного ряда двух и более зубов в сочетании со значительным уплощением фронтального участка зубного ряда нижней челюсти. При этом определяется недостаточность апикального базиса и значительный оральный наклон коронок зубов над уровнем базальной дуги (т.е. в области перехода альвеолярного отростка в базальную дугу).
Методы комплексной профилактики аномалий прикуса.
Профилактика аномалий прикуса проводятся в различные периоды детского и юношеского возраста, включая внутриутробное развитие.
От рождения до 6 месяцев.
От 6 месяцев до 3 лет (Период временного прикуса).
От 3 лет до 6 лет (Период сформированного временного прикуса и начало формирования смешанного).
От 6 до 9 лет (Первый период смешанного прикуса).
От 9 до 12 лет (Второй период смешанного прикуса, начало формирования постоянного прикуса).
От 12 до 15 лет (Период формирования постоянного прикуса).
Для каждого периода характерны свои методы профилактики.
Нормализация жизни матери, нормальное питание, условия труда и. т. д.
Профилактика травматизма при рождении ребенка.
Характер вскармливания ребенка.
Санация полости рта. Причем нужно отдавать предпочтение нестирающимся пломбировочным материалам. И если у ребенка есть потеря зубов, то нужно изготавливать профилактические протезы.
Купирование вредных привычек осознанных и неосознанных.
Операции на уздечке языка проводятся:
1. При рождении — ребенок не может полноценно питаться молоком.
2. В 3 года — при нарушении речи.
3. В 7 лет — при аномальном положении и прорезывании нижних резцов.
4. После 7 лет — в плане профилактики заболеваний пародонта нижних зубов. ( Такое вмешательство так же обусловлено тем, что короткая уздечка верхней и нижней губы провоцирует образование мезиального, открытого или дистального прикуса).
Углубление преддверия полости рта (проводится в 8-9 лет).
Устранение макроплазии (проводится в 8-9 лет).
Удаление временных зубов, оставшихся после прорезывания постоянных.
Серийное и последовательное удаление зубов (по методу Котец).
Особое место в профилактике развития аномального прикуса занимает лечебная физкультура. Ее основными задачами являются:
Купирование вредных привычек.
Нормализация функционирования зубочелюстной системы.
Ослабление гиперактивных мышц.
Усиление слабых мышц.
Примерный комплекс ЛФК для детей с дистальным прикусом.
Часть I.
1. Зубки на зубки, заборчиком.
2. Закусить нижними зубами верхнюю губу.
3. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть с частотой 1 раз в секунду.
4. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть на 15, 20, 40, более секунд.
5. При запрокинутом подбородке доставать кончиком языка до кончика носа, для усиления активности мышц выдвигателей, купирования вредных привычек, выдвижение нижней челюсти вперед в более правильное положение.
Часть II. ( Комплекс усиление активности круговой мышцы рта ).
1. Упражнения с глотком воды, применяется и при нормализации функции дыхания у ребенка. Набирается глоток воды и как можно дольше не проглатывается.
2. Удерживать губами линейку, эквилибратор, и. т.д.
Часть III. ( Общеукрепляющая терапия ).
1. Дозированная нагрузка, она предполагает использование морковки или другого овоща, который режется на пласты 1мм, через 3 дня: 1.5 мм и.т.д. И по мере адаптации пародонта к нагрузке увеличивается размер этого слоя.
2. Передними зубами закусывается эластический круг, и происходит тренировка пародонта.