Почему ребенок высовывает язык и как это исправить?

Ринолалия (гнусавость) – симптомы и лечение

Что такое ринолалия (гнусавость)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Мисюрина Ю. В., ЛОРа со стажем в 18 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Ринолалия (с греч. “носовая речь”) — это искажение произносимых звуков из-за функционального нарушения или анатомических дефектов речевого аппарата. Речь при этом приобретает характерный гнусавый тембр.

Ринолалию, или гнусавость, часто путают с ринофонией. Их нужно отличать, чтобы правильно спланировать лечение. При ринофонии нарушается формирование голосовых звуков и возникает “коверкание слов”. При ринолалии, напротив, слова понятны, но страдает их произношение [1] [2] [10] .

Причины ринолалии

Ринолалия бывает органической и функциональной [7] [8] [9] [10] .

К причинам органической ринолалии относятся:

1. Слишком широкое сообщение между носовой и ротовой полостями — так называемая открытая ринолалия. Она может развиваться в результате:

  • расщелины мягкого и/или твёрдого нёба;
  • паралича мягкого нёба при миастении — мышечной слабости, вызванной аутоиммунным заболеванием;
  • детского псевдобульбарного паралича — обездвиживания мышц из-за прерванной передачи сигналов от коры головного мозга к нервам;
  • дифтерии;
  • врождённого укорочения мягкого нёба;
  • пареза мягкого нёба, то есть снижения силы его мышц.

2. Слишком узкий просвет или непроходимость полости носа и носоглотки — закрытая ринолалия. Она возникает при непроходимости в задних отделах носовой полости. Причинами этого могут быть:

  • увеличение аденоидов;
  • атрезия хоан (частичное или полное заращение внутренних носовых отверстий) и другие редкие врождённые аномалии развития;
  • рубцовая деформация мягкого нёба в результате воспаления при сифилисе, туберкулёзе и склероме — инфекционном воспалительном заболевании дыхательных путей с образованием узелков;
  • травмы, опухоли и полипы носоглотки.

3. Передняя закрытая ринолалия возникает при патологии передних отделов носовой перегородки, полипах в полости носа и гипертрофии носовых раковин.

Функциональная ринолалия также подразделяется на закрытую и отрытую:

  • закрытая может развиваться при воспалительном отёке во время ОРЗ и сезонного аллергического ринита;
  • открытая — после удаления увеличенных нёбных миндалин и хирургического лечения храпа.

Открытая гнусавость, как и закрытая, характерна для речи глухого человека. Он не слышит звуки и имитирует их, “читая по губам”, но повторить слаженный механизм работы речевого аппарата не может [11] .

Симптомы ринолалии

Ринолалия — это не заболевание, а симптом, который возникает при врождённых аномалиях развития и патологиях носа и глотки [9] . Она может быть следствием как безобидного разрастания глоточной миндалины, так и поражения центральной нервной системы. Эти болезни сопровождаются самыми разнообразными симптомами. При этом к характерным признакам ринолалии относят только гнусавый тембр голоса и невнятную речь [1] [2] .

Патогенез ринолалии

Механизм появления ринолалии связан с работой нёбно-глоточного клапана, объединяющего дыхательные и пищеварительные пути. Этот аппарат представлен мышцами мягкого нёба и стенками глотки, которые управляют и глотанием, и формированием речи.

При глотании мягкое нёбо поднимается и прижимается к задней стенке глотки. Чтобы пищевой комок мог устремиться вниз к пищеводу, носоглотка отделяется от ротовой полости. Такой же механизм используется и при речи.

Устройство речевого аппарата

Речевой аппарат состоит из трёх отделов:

  • дыхательного — диафрагма, мышцы брюшного пресса и грудная клетка с расположенными в ней лёгкими, трахеей и бронхами;
  • голосового — гортань с голосовыми связками; сюда же относятся резонаторы, усиливающие звук в гортани, а именно носовая, ротовая и гайморовые полости;
  • артикуляционного — язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твёрдое нёбо.

Воздушная волна из лёгких направляется в трахею, где встречает первое препятствие — голосовые связки. Проходя сквозь них, воздух вызывает ритмичные колебания, и создаётся звук, называемый тоном. Если голосовые связки раздвинуты, то они не колеблются, в этом случае возникает шум.

Струя воздуха, состоящая из чистого тона, проходит ротовую полость свободно — так появляются гласные. Воздушный поток из тона и шума или одного шума встречает на своём пути препятствия: губы, язык и нёбо. Из сочетаний тона и шума с преградами на пути создаются различные звонкие и глухие согласные.

Открытая ринолалия (гиперназальная речь)

При открытой ринолалии струя воздуха проходит через рот и нос одновременно. Нарушение чаще всего возникает при расщелинах нёба, когда полости рта и носа полностью или частично соединены. В результате этого воздух движется неправильно и возникает специфиче­ский назальный акустический эффект, или гнусавость [13] .

Читайте также:  После удаления зуба остался осколок, причины, что делать

Закрытая ринолалия (гипоназальная речь)

Это состояние вызвано органическими причинами, нарушающими ток воздуха в полости носа или носоглотке. Непроходимость носа затрудняет образование согласных “м”, “н”, “р”, “к”, “х”, которые слышатся как “б”, “д” или “л” [8] .

Если нос закупорен спереди, то речь приобретает носовой тембр. Препятствие в заднем отделе делает её глухой и отрывистой [12] .

Смешанная ринолалия

При смешанной ринолалии, возникающей при полипах и опухолях, присутствуют оба типа нарушений. Мягкое нёбо оттесняется новообразованием вперёд, что приводит к расширению носоглоточного пространства. Нёбная занавеска при этом временно обездвижена и дрябло свисает на расстоянии от задней стенки глотки [7] .

Классификация и стадии развития ринолалии

  • органическая;
  • функциональная.

Обе формы могут быть открытыми и закрытыми.

Стадии ринолалии не выделяют. Встречается только описание степеней нарушений:

  • Первая степень. Гнусавость и дефекты в речи не заметны.
  • Вторая степень. Речь понятна, но в произношении появляются гнусавость и ошибки.
  • Третья степень. Гнусавость и ошибки становятся более слышны.
  • Четвёртая степень. Возникает выраженная гнусавость и невнятная речь с сопутствующими мимическими движениями [1] .

Осложнения ринолалии

Будучи симптомом, ринолалия не вызывает каких-либо осложнений. Нарушения речи могут стать причиной трудностей при общении и социальной адаптации, но называть это осложнениями некорректно.

Также нельзя сказать, что ринолалия приводит к задержке психического развития. И то, и другое — симптомы поражения центральной нервной системы, а не осложнения друг друга.

Диагностика ринолалии

Диагностика начинается с консультации врача, прежде всего ЛОРа, а также специалиста челюстно-лицевой хирургии, стоматолога, невролога и логопеда. В некоторых случаях может понадобиться помощь генетика, онколога и рентгенолога.

На консультации оториноларинголог:

  1. Выяснит, есть ли проблемы с дыханием и глотанием, когда они появились и как часто возникают.
  2. Проведёт: фарингоскопию — визуальный осмотр зева, нёбных миндалин и задней стенки глотки с помощью шпателя при прямом освещении или с лобным рефлектором и зеркалами; переднюю и заднюю риноскопию — осмотр переднего отдела носа с помощью носового зеркала и заднего отдела со шпателем и носоглоточным зеркалом.

Инструментальные методы обследования

  1. Видеоназофарингоэндоскопия. Во время процедуры эндоскоп вводят через ноздрю, и с его помощью осматривают носовую полость, носоглотку и хоану — костную арку между ними. Метод позволит оценить подвижность мягкого нёба при произношении “ротовых” звуков”, то есть образуемых в полости рта. К ним относятся все гласные и часть согласных, например “п”, “б”, “т”, “ф”, “с”, “ш”.
  2. Компьютерная томография полости носа и рентгенография шеи в боковой проекции.
  3. Назометрия — объективная оценка речи при открытой ринолалии. Позволяет определить повышенное давление воздуха в носу при произношении звуков [9] . Для этого в нём устанавливаются датчики, которые активизируются при прохождении воздушной струи. Они не фиксируют нормальные перепады давления и определяют их только при открытой ринолалии.
  4. Флуороскопия основана на ионизирующем излучении. Метод показывает движения мягкого нёба, но из-за вредного воздействия его редко назначают детям.

Дополнительные методы применяются для уточнения диагноза. При ринолалии они помогут определить расположение причинного дефекта. Стандартный осмотр и дополнительное обследование позволяют выявить анатомические особенности и патологию полости носа, а также аномалии строения нёбно-глоточного клапана.

Пробы для определения типа ринолалии

Определить тип ринолалии помогут специальные пробы:

  • Проба с зеркалом. Холодное зеркало или пластинку Чермака держат перед носом пациента, когда он произносит гласные звуки. Запотевание зеркала указывает на утечку воздуха через нос, что характерно для открытой гнусавости. У пластинки Чермака есть кольца, которые показывают степень запотевания и позволяют оценить утечку воздуха через нос.
  • Тест с последовательным произношением гласных звуков “АА-ЭЭ”. При гиперназальной речи изменяется звучание гласных букв — появляется характерное носовое произношение, не свойственное гипоназальной речи.
  • Тест “надувания щеки” с высунутым языком позволяет выявить органическую причину гиперназальной речи. Если мягкое нёбо укорочено из-за неполной расщелины, то пациент не сможет одновременно высунуть язык и надуть воздухом щёки.
  • Симптом “занавески” наблюдается при параличе мягкого нёба. В этом случае из возможных причин ринолалии важно исключить неврологические заболевания.
Читайте также:  Зубы стали чувствительны после установки виниров на 2 передних зуба

Лечение ринолалии

Лечение пациентов с ринолалией состоит из устранения причин гнусавости и последующей логопедической реабилитации.

Лечение закрытой ринолалии

Направлено на восстановление нормальной проходимости полости носа и носоглотки. Для лечения закрытой ринолалии применяются:

  • аденотомия и полипотомия — удаление аденоидов и полипов;
  • септопластика — хирургическая коррекция искривлённой носовой перегородки;
  • конхотомия — частичное удаление носовой раковины.

После операции необходима реабилитация. Она проводится совместно с логопедом, он же определяет её длительность. Реабилитация заключается в выполнении упражнений, например таких:

  • произношение с придыханием протяжных носовых звуков: хМ—-хН——хНГ;
  • произношение комбинации носовых и смычных звуков с ударением на носовые: а́ мпа—– а́ нта—- а́ нка и т. д. [7]

Лечение функциональной закрытой гнусавости направлено на устранение причин расстройства дыхания: насморка и аллергии. После терапии могут понадобиться логопедические занятия [11] .

Лечение открытой ринолалии

Лечение органической открытой ринолалии, вызванной расщелиной нёба, проводится совместно с устранением основного заболевания.

Ортопедическое лечение. При открытой ринолалии используются мягкие и жёсткие обтураторы — приспособления для временного закрытия дефекта нёба, напоминающие зубной протез. Резиновый обтуратор применяется с самого рождения, он важен при кормлении ребёнка. Впоследствии его заменяют жёстким обтуратором, который носится до проведения хирургического лечения.

Хирургическое лечение включает:

  • операции по закрытию дефекта дна полости носа;
  • коррекцию нёбно-глоточной недостаточности и сращений мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Операция по закрытию дефекта дна полости носа проводится в первый год жизни, после появления молочных зубов. Беззубый рот новорождённого приспособлен для активного грудного вскармливания — у ребёнка есть десневая мембрана и выраженные складки эпителия твёрдого нёба. Они помогают малышу удерживать сосок матери при кормлении.

Кроме того, ребёнок может одновременно сосать и дышать. Такое возможно благодаря соединению высоко расположеной гортани непосредственно с носом. Сосательный рефлекс, утрачиваемый с появлением зубов, способствует развитию мышц языка и дна полости рта, челюстей, жевательных и мимических мышц.

Операция по пластике расщелины верхней губы называется хейлопластикой.

К методам хирургической коррекции расщелины нёба относятся двухлоскутная уранопластика V-Y лоскутами и операция по Furlow [9] . Разница между ними заключается в способе и месте формирования лоскутов, которые впоследствии сшиваются и увеличивают длину мягкого нёба. При двухлоскутной пластике формируется прямой шов, при пластике по Furlow — Z-образный [14] .

Операция при нёбно-глоточной недостаточности проводится тремя способами: уранопластика по Furlow, фиксация к мягкому нёбу глоточного слизисто-мышечного лоскута и фарингопластика [9] .

Операция при сращениях мягкого нёба с задней стенкой глотки состоит в рассечении, отделении, а самое главное — в удержании разъединённых тканей в нужном положении, пока сохраняется риск повторного сращения [6] .

До и после хирургического лечения и при ношении обтуратора для тренировки мышц нёбно-глоточного клапана проводятся логопедические упражнения. Их цель — мобилизовать мягкое нёбо для нормального разделения носовой и ротовой полостей [7] [11] .

  • при произношении гласных, например а – А, второй слог говорят громче и выше, чем первый: А——а а———о а——е а———-и а———у; постепенно гласные становятся чище и теряют свой носовой оттенок.
  • произношение отдельных звуков, начиная с “б”, “п”, “д”, “т”, “г”, “к”, с последующим их сочетанием с гласными: аТ——–а аТ—————о аТ————–у.

Также для лечения применяют механические приспособления: фонендоскоп М. Зеемана и артикуляторы Пискунова.

Фонендоскопом М. Зеемана тренируется ротовое речевое дыхание. При неправильном токе воздуха, возникающем при его прохождении через нос, воздушная струя ударяет по барабанной перепонке и вызывает небольшую боль или неприятные ощущения.

Артикуляторы Пискунова — съёмные приспособления, которые закрепляют на зубах пациента. С их помощью формируют нужный артикуляционный уклад.

Осложнения после операции

Кровотечение — это частое осложнение любой операции. Другим негативным последствием хирургического вмешательства может стать стеноз, или сужение дыхательных путей. Оно возникает из-за отёка языка при длительном сдавлении роторасширителем во время операции.

К осложнениям позднего периода относятся закрытие просвета глотки тканями нёба, изменение анатомии ротоглотки и формирование фистулы — патологического хода [9] .

Читайте также:  Брекеты Gemini — обеспечение лечебного результата

Прогноз. Профилактика

Прогноз зависит от основного заболевания, из-за которого нарушилась речь. Если диагностика и лечение проведены своевременно и успешно, то он благоприятный.

Закрытая ринолалия, вызванная обструкцией носа, проявляется не только гнусавостью, но и затруднением носового дыхания. Оно может стать причиной хронического недостатка кислорода и неправильного развития лицевого отдела детского черепа.

У пациентов с расщелиной нёба и открытой ринолалией может нарушиться дыхание и возникнуть сложности с питанием: ребёнок не может сосать грудь и в дальнейшем есть обычную пищу.

Профилактика ринолалии заключается в периодических медицинских осмотрах для раннего выявления патологии носа и глотки. Также следует проводить санацию очагов хронического воспаления верхних дыхательных путей, а при первых признаках нарушения речи посетить логопеда [9] .

Почему ребенок высовывает язык и как это исправить?

Лицензия ЛО-46-01-002092 выдана Комитетом здравоохранения Курской области 27.02.2019

Сведения об учреждении

  • Об организации
  • Пациентам
  • Специалистам
  • Медработники
  • Вакансии
  • Лекобеспечение
  • Надзорные органы
  • Документы
  • Отзывы
  • Контакты

Информация

  • Главная
  • Новости
  • Подразделения
  • Людям с ограниченными возможностями
  • Подать обращение
  • Профсоюз
  • Полезная информация
  • Диспансеризация
  • Противодействие коррупции

  • О нас
  • Статьи
  • История
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Госуслуги

Каждый малыш уникален и не похож на других, темп его развития тоже может отличаться. Какие-то навыки появляются раньше, а какие-то могут запаздывать. Часто молодым родителям бывает сложно понять – по возрасту ли развивается их ребенок.

«Не паникуй и не придумывай ребенку болезней!» – благодаря именно таким «успокаивающим» советам многие дети попадают на прием к специалисту намного позже, чем должны. Если и вы их слышите, но все равно чувствуете, что что-то не так – обратитесь к врачу! Ниже перечислены десять сигналов, свидетельствующих о том, что развитие вашего ребенка может протекать не так, как нужно. Если какие-то из них звучат знакомо, не слушайте «добрых советов» и примите меры.

  1. Ребенок не набирает вес. Младенцы на разных стадиях своего развития могут набирать вес быстрее или медленнее. Иногда на это влияют дополнительные факторы, например, простуда или воспаление мочевыводящих путей, которые могут привести к тому, что малыш немного отстает в весе. Однако резкое и длительное торможение прироста веса является уже чем-то другим. Особого наблюдения требует внезапная потеря уже набранного веса. Такие ситуации требуют более широкой диагностики и исключения серьезных нарушений
  2. Ребенок постоянно кричит. Может случиться, что абсолютно нормально развивающийся ребенок реагирует плачем на дискомфорт. Тем не менее, каждый здоровый ребенок имеет также очень длительные периоды спокойного бодрствования и сна, и они должны быть значительно длиннее, чем время плача. Если у вас есть впечатление, что ваш ребенок плачет почти без перерыва, не обманывайте себя. Есть вероятность, что ребенок страдает от боли, например из-за инфекции или воспаления. Необходима немедленная консультация с врачом.
  3. Ребенок не интересуется окружающей средой. Такое поведение часто воспринимается проявлением воспитанности и спокойного характера. К сожалению, такой подход часто задерживает диагностику и лечение. Ребенок может быть от природы спокойным, но он все равно должен интересоваться окружающей средой. Если у вас есть впечатление, что контакт с ребенком затруднен, что он не интересуется вами, братьями и сестрами, игрушками – обратитесь к специалисту. Причиной может быть аутизм, глухота и много других нарушений.
  4. Спустя несколько месяцев после рождения ребенок не фокусирует зрение на вашем лице и игрушках. Конечно, развитие вашего ребенка не обязано быть «хрестоматийным». Некоторые дети фокусируют взгляд на лицах и предметах в три месяца, другие только в четыре или пять. Однако, если ситуация не меняется после первого полугодия жизни малыша, уже нельзя говорить об индивидуальном темпе развития, это симптом нарушения связаны с дефектами зрения.
  5. Ребенок очень часто срыгивает. Есть дети, которые не срыгивают вообще, а есть такие, которые срыгивают довольно много. И те, и другие могут быть вполне здоровыми. Тем не менее, если малыш сразу после еды срыгивает несколько раз – доверьтесь специалистам.
  6. Ребенок ходит на цыпочках. Ходить на цыпочках для недавно начавшего ходить ребенка вполне нормально. Но если по истечении нескольких месяцев ничего не меняется, это может быть сигналом нарушения Ахиллова сухожилия или тканей. Стоит проконсультироваться с неврологом.
  7. В полтора года ребенок не реагирует на имя. Уже годовалый ребенок должен автоматически поворачивать голову после того, как кто-то произносит его имя. Если он этого не делает – это всегда повод для беспокойства. Наиболее распространенные причины такой аномалии – это проблемы со слухом или аутизм.
  8. Ребенок не говорит. Двухлетний ребенок должен говорить, и не обманывайте себя историями в стиле «двоюродный брат племянницы начал говорить в возрасте 4 лет, и вообще, мальчики начинают говорить позже». Другое дело – количество слов в лексиконе ребенка. Есть двухлетние дети, которые говорят лишь несколько слов, но кроме них также используют много жестов. Такой ребенок в ближайшие месяцы быстро наверстает упущенное. Другое дело, когда ребенок вообще не говорит и не владеет даже жестами
  9. Трехлетний ребенок имеет плохую координацию движений. О некоторых детях говорят, что они «неуклюжие», если они в моторном развитии заметно отличаются от сверстников. Не позволяйте, чтобы к вашему ребенку прицепился этот ярлык. Отставание в этой сфере требуют реабилитации. Если ваш трехлетний ребенок все еще спотыкается, имеет трудности с хождением по лестнице, все еще пускает слюни и невнятно говорит, сходите к неврологу и офтальмологу. Эти симптомы могут указывать на проблемы со зрением или на проблемы с мышечным тонусом.
  10. Трехлетний ребенок имеет проблемы с познавательной сферой. Правильно развивающиеся трехлетние дети любят играть в группе, рисовать, играть с игрушками, уже умеют сосредоточиться на одной операции в течение нескольких минут. Если вы видите, что у вашего ребенка когнитивное развитие проходит по-другому – реагируйте. Тревожные симптомы: нежелание рисовать, отсутствие интереса к игрушкам, играм и трудности концентрации. Причиной может быть гипоксия при родах или расстройства нервной системы. Обратитесь к педиатру! Реакция на ранние сигналы нарушений – это не «излишняя паника» и «придумывание ребенку болезней». Это проявление зрелости и ответственности – только вы, родители, отвечаете за то, что ваш ребенок получит помощь вовремя.
Читайте также:  Узнаем, как правильно делать чистку зубной нитью при брекетах

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Читайте также:  Реставрация жевательных зубов в москве. цены на восстановление жевательных зубов, фото до и после процедуры, отзывы

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Читайте также:  Что такое мертвый зуб, почему он болит?

Почему ребенок высовывает язык и как это исправить?

В последние годы количество детей с дефектами речи стало намного больше, чем 10 лет назад. Дефекты речи большинства детей заключается в том, что они картавят при произношении звуков, искажают их, заменяя труднопроизносимые звуки другими или же вовсе их пропуская. Например, вместо “корова” говорят “каова”, вместо “рыба” “лыба”.

Такие легкие виды дефекта речи называются дислацией, их можно исправить с помощью логопедических занятий. Более сложные дефекты речи, которые обусловлены поражением нервной системы и затруднением движения нижней челюсти, языка и губ исправить очень трудно.

В этих случаях ребенок высовывает язык между зубами при произношении свистящих и шипящих звуков, заменяя свистящие звуки звуком “ф”. Например, вместо “машина” произносит “мафына”, вместо “собака” – “фобака”. Звук “р” произносится гортанно. Причины возникновения сложных дефектов речи разные, они могут быть результатом влияния таких негативных факторов, как инфекционные заболевания мамы во время беременности, гипоксия плода и травмы во время родов.

Могут развиться дефекты речи и как следствие перенесенных заболеваний ребенка после рождения, в результате чего наблюдается нарушения кровообращения и поражения нервных клеток. Неправильный прикус тоже может стать причиной того, что ребенок при произношении слов высовывает язык между зубами и сильно картавит. Горловое произношение буквы “р” может быть результатом подражания ребенка кому-то из родителей, которые сами неправильно произносят этот звук.

Современные мультфильмы, где главные герои картавые и шепелявые оказывают влияние на развитие дефектов речи у ребенка. Такие мультфильмы малышам до 5 лет не следует разрешать смотреть, чтобы избежать их неизбежного подражания при разговоре любимым героям из мультфильма.

Если ребенок сильно картавит, не умеет считать до десяти и читать, то поступить в первый класс гимназии или лицея он не сможет. Педагоги считают, что между неправильным произношением и неграмотностью есть прямая связь. Ребенок с дефектами речи обязательно будет писать с ошибками, следовательно, отставать в учебе. Поэтому очень важно уже до школы найти пути исправления дефектов речи у ребенка и подготовить его к поступлению в престижную школу.

Если родители уже в раннем возрасте обнаружат неправильное произношение звуков у ребенка и обратятся к логопеду, то дефекты речи обычно быстро и безвозвратно уходят. Дело в том, что мало кто из родителей маленьких детей понимает, что у ребенка есть дефект речи. Им кажется, что пока маленькие все дети картавят, а с возрастом это проходит.

Однако дефекты речи никогда сами по себе не проходят без регулярных логопедических занятий. Если ребенок к годовалому возрасту не говорит двенадцать слов, то родителям пора задуматься о возможных трудностях у малыша с произношением. Уже к возрасту 1,5 года малыш должен уметь говорить целые фразы, а ребенок старше двух лет должен разговаривать уже почти, как взрослый. Если в 2 года ребенок не говорит, то пора обратиться за помощью к логопеду.

Исправление дефекта речи у каждого ребенка логопед производит индивидуально. Если ребенок неправильно произносит только один звук, например, звук “р”, то результат уже бывает виден через несколько занятий. А если дефекты речи связаны с отклонениями в развитии, то посещать занятия с логопедом надо будет в течение полгода. Успех зависит от регулярности занятий, настойчивости и усердия родителей и ребенка.

Очень часто дети произносят неправильно звуки из-за того, что уздечка у ребенка растягивается недостаточно, несмотря на то, что длина у нее не короткая, а сама уздечка не плотная. В этом случае надо самостоятельно в домашних условиях проводить с ребенком занятия для растягивания уздечка. Упражнения для растягивания уздечка надо подбирать вместе с логопедом.

Очень часто причиной того, что ребенок не желает четко выговаривать слова является то, что родители сами мало разговаривают с малышом, при разговоре с ним сюсюкают или же часто ругаются между собой, в результате чего у ребенка наблюдается торможение развития речи. Чтобы научить ребенка говорить четко и правильно, надо создать в доме благоприятную атмосферу, не кричать на малыша и избегать ссор между членами семьи в присутствии малыша.

Читайте также:  Виниры для идеальной улыбки

Для правильного и своевременного развития речи у ребенка необходимо беседовать с ним во время прогулок и игр, заучивать стихи и читать ему книги. Если вы замечаете неправильное произношение отдельных звуков у ребенка, то не оставляйте это без внимания. Уже с маленьких лет вместе развивайте речь у ребенка, устраивайте игровые занятия на произношение звуков, которые трудно ему произнести. Можно петь с ребенком специальные песни, но только в порядке игры.

– Вернуться в оглавление раздела “Неврология.”

Почему грудничок высовывает язык и представляет ли это опасность

  1. Когда и почему малыш высовывает язык
  2. Особенности физиологии
  3. Когда следует вмешаться, если грудничок начинает высовывать язык
  4. Заболевания, при которых малыш постоянно высовывает язык

Когда и почему малыш высовывает язык

Если поведение ребенка кажется странным, нужно внимательно за ним понаблюдать. Ведь он сам еще не умеет говорить, поэтому сообщать о проблемах ему приходится изменениями поведения. Если малыш высовывает язычок всего несколько раз в день, это доступный для него способ общения, который не должен вызывать опасений.

Иногда грудничок высовывает язык, чтобы выразить свои эмоции

Если же это происходит слишком часто, продолжайте наблюдение. Обратите внимание на реакцию малыша в разных ситуациях и приготовьтесь подробно описать ее педиатру. Варианты могут быть такие:

  • Гримасничанье связано с конкретной ситуацией. В процессе игры оно естественно и является демонстрацией положительных эмоций, попыткой воспроизвести какой-то звук или повторить увиденное у взрослых движение. Оно часто проявляется во время сна или после кормления, но при этом не должно быть частым и нервным.
  • Малыш учится контролировать свои мышцы, но получается пока не очень хорошо. Никого не настораживает, если он беспорядочно шевелит ножками и ручками, а движения язычком туда-сюда тоже становится своеобразной зарядкой.
  • Ребенку не хватает внимания. Если это движение появляется в присутствии мамы или папы, оно указывает что нужно младенца взять на руки, поласкать, покачать, накормить.
  • Начинают резаться зубы. После четырех месяцев во рту появляются неприятные и болезненные ощущения, десны опухают, малыш их все время чешет, в том числе язычком, и пускает слюни.
  • Слишком жарко в помещении. Малышу некомфортно, и он пытается об этом сообщить, а чтобы увеличить испарения влаги и немного охладиться, инстинктивно высовывает язык.

Осмотрите тело ребенка, загляните в ротик. Любое покраснение или сыпь, ухудшение аппетита, апатия свидетельствуют о возникновении проблемы, заставляющей постоянно высовывать язык. Определиться с причиной и избавиться от сомнений по поводу здоровья поможет поход к педиатру.

Особенности физиологии

Встречаются врожденные патологии строения языка, вызывающие непривычное поведение и затрудняющие кормление до года, а в более старшем возрасте приводящие к неправильному произношению и требующие вмешательства логопеда. У некоторых младенцев бывает слишком большой или раздвоенный язык. Он с трудом помещается во рту и буквально вываливается.

Второй проблемой является короткая уздечка – соединение между языком и нижней челюстью – или ее отсутствие. Из-за этого язык становится вялым, неактивным. Обе проблемы не влияют на самочувствие, но вызывают дискомфорт. Иногда они могут уменьшиться с возрастом. Но кардинально решается вопрос при помощи несложной операции, которую ребенок значительно легче переносит в младенчестве.

Когда следует вмешаться, если грудничок начинает высовывать язык

Есть признаки, указывающие на наличие патологии и сопровождающиеся непроизвольными движениями языка. Сами по себе они не страшны, но последствия могут быть очень серьезными:

Некоторые малыши высовывают язык туда-сюда, потому что хотят поиграть

  • Ребенок плохо спит. Малыш с трудом засыпает, проявляет беспокойство, часто просыпается или вскрикивает во сне.
  • Постоянная нервозность. Ребенок становится раздражительным без видимой причины, часто плачет.
  • При лежании на спине высунут язык. Вероятно, это вызвано наличием пылинки во рту или в гортани, неудачными попытками срыгнуть или опорожнить кишечник.

В этих случаях нужно постараться убрать раздражающие факторы, не посещать шумных и многолюдных мест, гулять на свежем воздухе. Уделяйте малышу больше внимания, следите за его пищеварением.

Заболевания, при которых малыш постоянно высовывает язык

В ряде случаев такое поведение свидетельствует о возникновении проблемы – небольшой или достаточно серьезной. Лучше специально не выискивать у малыша тревожных симптомов, но знать о них необходимо, чтобы предотвратить более опасные патологии:

  • Гипотериоз. Это заболевание вызывают нарушения работы щитовидной железы. Возникает, если в течение беременности мама испытывала дефицит йода. Его основными признаками является бледная, с мраморным или желтым оттенком кожа младенца, задержка в развитии, посинение носогубных складок. Язык при этом отекает и не помещается во рту. Диагноз поставит эндокринолог, проведя соответствующие обследования, после чего последует длительное лечение.
  • Гипотонус языка. Если ребенок сонлив, неактивен и медленно набирает вес, это может быть связано с гематомой головы, родовой травмой, эндокринным или инфекционным заболеванием. Нередко проблема проявляется у недоношенных детей. Признаком патологии является вялый, «рыхлый», малоподвижный язык с пониженным мышечным тонусом.
  • Высокое внутричерепное давление. Возникает вследствие сложных родов, нарушений центральной нервной системы, перенесенного менингита. Поведение ребенка становится беспокойным, он запрокидывает голову назад, мало спит. У него увеличенный по сравнению со сверстниками размер головы, медленно затягивается родничок, наблюдаются тремор рук, косоглазие, повышенный тонус мышц. Если возникло подозрение, необходимо проконсультироваться с невропатологом, офтальмологом, пройти диагностику.
  • Атрофия лицевых мышц. Эта проблема затрагивает в основном девочек, проявляется в отсутствии мимики. Малыш не способен улыбаться, при гримасах отсутствуют складки на лбу, лицо кажется окаменевшим. Причина связана с нарушением работы троичного нерва, эндокринных желез и работы вегетативной нервной системы. Она является осложнением после инфекционных заболеваний, травм.
  • Молочница. Болезнь вызывает грибок Candida, поражающий слизистую оболочку. Во рту появляется белый налет, воспаляются и краснеют десны. Грудничок высовывает язык, чтобы уменьшить возникшее раздражение. В этом случае следует сразу показать его педиатру, который определит возбудителя и пропишет мази и полоскания для рта. Избежать этой проблемы поможет соблюдение гигиены, низкоуглеводная диета.
Читайте также:  Как восстановить зуб: культевая вкладка или штифт

Все эти заболевания опасны для здоровья малыша, а высунутый язык – всего лишь одно из проявлений. Самостоятельно поставить диагноз невозможно. Необходимо обратиться к врачу, который проанализирует симптоматику и выберет подходящее лечение с учетом особенностей организма малыша.

Какой бы ни была причина, оставлять без внимания ненормальное поведение младенца нельзя, но и торопиться сразу в больницу чаще всего не обязательно. Если не проявляются острые приступы, причиняющие болезненные ощущения, следует понаблюдать за ребенком некоторое время, убедиться, что симптом повторяется неоднократно, и на очередном осмотре рассказать о нем педиатру. Опасно медлить с лечением при серьезных заболеваниях, но не менее вредно лечить малыша без причины. Лучше диагноз перепроверить, провести дополнительные обследования.

11 причин, по которым ребенок может высовывать язык

Существует несколько причин, по которым дети могут иметь привычку высовывать язык: от врожденных рефлексов до проблем со здоровьем.

Ребенок высовывает язык. Это нормально?

Младенцы обычно исследуют мир, используя рот. Поэтому высунутый язык – скорее, норма, чем исключение, причем основная причина, которая сподвигает ребенка так делать – врожденный рефлекс. В данном случае речь идет про “рефлекс толчка языка”, который помогает малышу захватывать сосок.

Рефлекторное высовывание языка является обычным явлением и наблюдается у каждого здорового ребенка, причему малыш перерастает эту привычку к 5-7 месяцам.

Причины, по которым ребенок высовывает язык

Ниже приведены другие распространенные причины, помимо рефлексов, по которым младенец может высовывать язык.

1. Подражание взрослым

Многие взрослые нередко высовывают язык в качестве игры. Обычно в ответ слышится заливистый смех! Согласно ряду исследований, младенцы могут копировать поведение взрослых, подражая им.

2. Средство выражения потребностей

Младенец может высунуть язык, чтобы подать сигнал маме: “Я голоден”. Правда, бывает и наоборот: малыш ведет себя точно так же, чтобы сообщить: “Я сыт. Можно перестать меня кормить”.

3. Проявление рвотного или сосательного рефлекса

Примерами детских рефлексов, которые могут заставить ребенка высунуть язык, являются сосательный и рвотный.

Сосательный рефлекс возникает при поглаживании области вокруг рта. Это движение заставляет малыша шевелить губами и языком в ожидании сосания.

Р вотный рефлекс возникает, когда задняя часть рта или горла ощущает твердый предмет. Высунув язык, малыш как бы пытается удалить вероятное инородное тело.

Читайте также:  Как лечить хейлит на губах? мази и способы лечение в домашних условиях

4. Неготовность к твердому прикорму

Младенцы, как правило, высовывают язык, когда их кормят полутвердыми продуктами с ложки. Если ребенок делает это, то это означает, что у него все еще есть рвотный рефлекс и он не готов к полутвердым и твердым веществам.

Дети перестают так делать, как только язык может надавить на верхнюю часть неба и проглотить пищу.

5. Дыхание ртом

Ребенок может высовывать язык наружу при дыхании ртом. Причины этого могут быть самые различные: кашель, простуда, закупорка пазух носа, аллергия, воспаление миндалин или аденоидов.

6. Дискомфорт из-за газа

Некоторые дети могут высунуть язык во время прохождения газов – из-за дискомфорта и боли.

7. Макроглоссия

Макроглоссия – это аномальное увеличение языка – такое, что удержать его во рту очень сложно. У некоторых детей может развиться это состояние из-за таких заболеваний, как синдром Дауна, гипотиреоз или синдром Беквита-Видемана.

Иногда большой язык может быть унаследован от родителей или быть следствием опухоли или травмы.

8. Микрогнатия

Некоторые дети рождаются с маленьким подбородком и челюстью, поэтому держать язык в таком рту довольно проблематично. Это состояние известно как микрогнатия и у многих проходит само по себе – по мере роста рта и развития мышц – к возрасту 5-7 месяцев.

Другие причины микрогнатии – расщелина неба и основные заболевания, такие как болезнь Марфана, трисомия 13, трисомия 18, синдром Пьера Робина и т. д.. При этом размер языка нормальный, но подбородок маленький.

9. Гипотония

Гипотонией называется низкий мышечный тонус, который может повлиять на несколько мышц тела, в том числе языка. В таких случаях язык ребенка высовывается изо рта. Это может произойти из-за различных заболеваний, таких как синдром Дауна, Прадера-Вилли, Ретта и т. д..

10. Аномальный рост тканей во рту

Ткани, выросшие аномально в полости рта или на языке, могут настолько заполонить собой пространство, что языку становится тесно, и ребенок вынужден его высовывать.

Причины, по которым это происходит: опухоль или инфекция слюнной железы или киста щитовидного протока.

11. Орофациально-функциональное расстройство

Высовывание языка является наиболее распространенным видом орофациально-функционального расстройства (ОМД) – группы заболеваний лица и полости рта. Это часто происходит из-за ненормального положения языка в состоянии покоя.

Расстройство может развиться из-за различных причин, таких как врожденные проблемы, семейный анамнез и даже длительное сосание большого пальца.

Часто задаваемые вопросы

1. Является ли высунутый язык ребенка признаком прорезывания зубов?

Когда у малыша режутся зубы, он может чувствовать раздражение во рту и инстинктивно начать выталкивать язык. Ищите другие сопутствующие симптомы появления молочных зубов, такие как опухшие или красные десны, чрезмерное слюнотечение, раздражительность.

2. Высовывают ли дети с синдромом Дауна язык?

Да. У детей, страдающих синдромом Дауна, очень маленькие челюсти и низкий мышечный тонус. Эти факторы провоцируют высовывание языка. Однако само по себе подобное поведение не следует рассматривать как диагностическую характеристику синдрома Дауна.

3. Является ли высунутый язык признаком аутизма?

Высунутый язык не является самостоятельным симптомом расстройств аутистического спектра. Однако он может наблюдаться наряду с различными другими признаками у детей с аутизмом.

“Неуклюжий ребенок” или синдром диспраксии у детей

Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.

Диспраксия ( синдром «неуклюжего ребенка» , координационная неловкость, трудности двигательных реакций) – это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.

От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.

До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него – это завязать шнурки.

Читайте также:  Как лечить хейлит на губах? мази и способы лечение в домашних условиях

Причины возникновения диспраксии

Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.

Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.

Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:

  • Задержки физического развития.
  • Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
  • Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
  • Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
  • Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
  • Ребенок плохо играет в мяч.
  • Имеются трудности в письме и рисовании.
  • Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
  • Нестабильная и вялая осанка.

Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

  • Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
  • Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
  • Обязательно соблюдать режим дня.
  • Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
  • Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
  • Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66 , воспользуйтесь сервисом online-записи к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Ссылка на основную публикацию